Решение Свердловского областного суда от 03.04.2015 по делу N 3-146/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей графы 3 строки 11 Ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург", прилагаемых к Постановлению Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1670-ПП>
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. по делу № 3-146/2015
Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
при секретаре Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.А. о признании недействующим в части постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области",
установил:
30 декабря 2011 года Правительством Свердловской области издано постановление № 1855-ПП, которым утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области (далее - Положение) (пункт 1 Постановления).
Указанное Положение содержит следующую формулу, в соответствии с которой определяется годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено:
КС x СтАП x Ку x ПК
АП = ---------------------, где:
100
АП - величина арендной платы в год по договору аренды;
КС - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка в рублях;
СтАП - ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области;
ПК - понижающий коэффициент для отдельных категорий лиц, установленный постановлением Правительства Свердловской области;
Ку - коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемый Правительством Свердловской области, с учетом показателей инфляции (сводного индекса потребительских цен), предусматриваемых прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на очередной год.
Подпунктом 23 пункта 2 вышеназванного постановления Правительства Свердловской области утверждены Ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Ставки арендной платы для г. Екатеринбурга), согласно которым для земельных участков под индивидуальными и (или) кооперативными гаражами и земельных участков, предоставленных для строительства индивидуальных и (или) кооперативных гаражей, ставка арендной платы установлена в размере 0,03 (графа 3 строки 14 Ставок арендной платы для г. Екатеринбурга).
Подпунктом 2 пункта 9 Постановления Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 года № 655-ПП внесены изменения в вышеуказанное постановление Правительства Свердловской области, в соответствии с которыми ставка арендной платы за вышеназванные земельные участки установлена в размере 0,3.
27 декабря 2013 года Правительством Свердловской области издано постановление № 1670-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", в соответствии с приложением к пункту 3 которого Ставки арендной платы для г. Екатеринбурга изложены в новой редакции, а ставка арендной платы за земельные участки под индивидуальными и (или) кооперативными гаражами и земельные участки, предоставленные для строительства индивидуальных и (или) кооперативных гаражей, расположенных на территории г. Екатеринбурга, установлена в размере 0,37 (графа 3 строки 11 Ставок арендной платы для г. Екатеринбурга) (далее - оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП или оспариваемая ставка арендной платы) (т. 1, л. д. 93 - 99, 100 - 101).
Это постановление Правительства Свердловской области опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" 31 декабря 2013 года № 659-665 (т. 1, л. д. 124), вступило в действие через 10 дней после его опубликования, то есть с 11 января 2014 года, в вышеприведенной части является действующим по настоящее время.
Г.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующей графы 3 строки 11 Ставок арендной платы для г. Екатеринбурга, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП.
В обоснование требований Г.А. в заявлении, а его представитель Г.Е. в судебных заседаниях указали, что заявитель является членом гаражно-строительного кооператива "Л", ему на праве собственности принадлежит гаражный бокс в этом кооперативе. Названный кооператив арендует земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в г. Екатеринбурге, арендная плата за который уплачивается кооперативом в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП. Оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП изменили ставку арендной платы для кооператива с 0,3 до 0,37, что повлекло увеличение годового размера арендной платы за земельный участок по сравнению с ранее уплачиваемыми суммами, а также увеличение размера членских взносов заявителя за аренду земли, уплачиваемых в пользу кооператива. Оспариваемую ставку арендной платы находят не соответствующей принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета арендной платы, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, так как увеличение ставки арендной платы экономически не обосновано, а вызвано лишь намерением органов местного самоуправления получить в бюджет муниципального образования запланированную сумму доходов, эта ставка арендной платы привела к увеличению размера арендной платы для кооператива дважды за 10 дней 2014 года: сначала ввиду увеличения кадастровой стоимости арендуемого кооперативом земельного участка, а затем по причине увеличения ставки арендной платы, что запрещено пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП находили неоднозначными и допускающими произвольное их применение, то есть не соответствующими принципу правовой определенности.
Представитель гаражно-строительного кооператива "Л" Г.Е. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители Правительства Свердловской области К. и Г.Г. с заявлением не согласились, указали, что оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области изданы им в пределах его компетенции, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. При их принятии Администрацией г. Екатеринбурга и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, являющимся уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области в области земельных отношений, проводилась работа по анализу обстоятельств, влияющих на установление новой ставки арендной платы. Оспариваемая ставка арендной платы регулирует отношения между арендодателем и арендатором земельного участка, к которым заявитель не относится, поэтому не затрагивает его прав.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что заявление Г.А. подлежит удовлетворению, поскольку при издании оспариваемых положений нормативного правового акта был нарушен принцип экономической обоснованности определения арендной платы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Гаражно-строительный кооператив "Л" является некоммерческой организацией, основная цель его создания - удовлетворение потребностей членов кооператива в строительстве и эксплуатации гаражных боксов, стояночных мест для индивидуального транспорта, кладовых помещений для хранения овощей, объектов сервисного обслуживания и иных нежилых помещений (т. 1, л. д. 47 - 57). Для осуществления деятельности кооператив арендует земельный участок с кадастровым номером N, площадью <...> кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <...> Договором аренды предусмотрено его целевое использование - под существующие (незавершенные строительством) многоэтажные гаражи и строительство боксов гаражей и овощехранилища (т. 1, л. д. 30 - 39, 43 - 46).
Начисление арендной платы за названный участок и ее уплата осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным вышеназванным постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП, а в 2014 году и с учетом оспариваемой ставки арендной платы (т. 1, л. д. 58 - 60, 247 - 249).
Представленные документы свидетельствуют, что арендную плату за указанный земельный участок кооператив уплачивает за счет денежных средств, поступающих от его членов в виде членских взносов за арендную плату земельного участка, размер которых определяется правлением кооператива исходя из начисленной суммы арендной платы. Такие членские взносы уплачиваются и заявителем, являющимся членом этого кооператива и собственником гаражного бокса (т. 1, л. д. 29, 42, 41, 62 - 66, 170 - 176, 186 - 187, 188 - 192).
Оспариваемая ставка арендной платы влияет на годовой размер арендной платы за арендуемый кооперативом земельный участок, а также на величину членских взносов заявителя, рассчитываемых из названного размера арендной платы, начисленного кооперативу. Следовательно, оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП, вопреки доводам представителей Правительства Свердловской <...>, затрагивают имущественные права заявителя. Поэтому, в силу статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он обладает правом обращения в суд с настоящим заявлением.
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7, пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные правила действовали и на момент издания оспариваемого постановления (пункт 4 статьи 22, пункты 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату издания постановления, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, свои полномочия реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области, статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области"). Правительство Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по вопросам установления порядка, условий и сроков внесения арендной платы за такие земельные участки (подпункт 4 пункта 1 статьи 7, статья 54-6 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года № 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области"). Положением, утвержденным вышеназванным постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП прямо предусмотрено, что размер ставки арендной платы за вышеуказанные земельные участки устанавливается Правительством Свердловской области.
Анализ приведенных норм свидетельствует, что постановление Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП, которым установлена оспариваемая ставка арендной платы, принято Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, предоставленной федеральным и региональным законодательством.
Представленные суду документы позволяют суду сделать вывод о соблюдении процедуры принятия этого нормативного правового акта (т. 1, л. д. 109 - 110).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены следующие основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; предельно допустимой простоты расчета арендной платы; запрета необоснованных предпочтений; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Ставка арендной платы является составной частью вышеприведенной формулы расчета годового размера арендной платы, ее изменение влияет на размер арендной платы. Поэтому ее установление и изменение также должно соответствовать вышеназванным принципам определения арендной платы за земельные участки.
Принцип экономической обоснованности размера арендной платы, в том числе и размера ставки арендной платы, которому, по мнению заявителя, противоречит оспариваемый размер ставки арендной платы (0,37), заключается в том, что ставка арендной платы и сам размер арендной платы устанавливаются в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582).
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, которая может быть применена и к арендной плате (к ставке арендной платы), поскольку в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом. Согласно этой позиции плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельного участка.
Проект постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП в оспариваемой части разрабатывался Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (т. 1, л. д. 109 - 110, 125 - 130) на основании предложений, представленных Администрацией муниципального образования "город Екатеринбург", являющейся получателем арендных платежей (т. 1, л. д. 131 - 147). Такой механизм разработки нормативного правового акта не запрещен законодательством и позволяет учесть публичные интересы конкретного муниципального образования при принятии такого рода нормативного правового акта.
В процессе разработки проекта, по заказу Администрации г. Екатеринбурга на основании муниципального контракта и технического задания была произведена работа по прогнозной оценке поступлений арендной платы за земельные участки в 2014 году, включающая в себя расчет значения арендной платы за земельные участки и расчет эффективного значения арендной ставки для каждого вида разрешенного использования земельных участков, с учетом их новой кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 15 ноября 2012 года приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 (т. 2, л. д. 2 - 13, 64).
Результат работы представлен в виде пояснительной записки с приложением анализа ставок арендной платы за земельные участки (т. 2, л. д. 14 - 28). В этом анализе на 2014 год были предложены новые ставки арендной платы для земельных участков, расположенных в г. Екатеринбурге по всем группам видов разрешенного использования. Для земельных участков под индивидуальными и (или) кооперативными гаражами и земельных участков, предоставленных для строительства индивидуальных и (или) кооперативных гаражей была предложена ставка арендной платы - 0,37 (графа 10 строки 11) (т. 2, л. д. 23), которая затем и была утверждена оспариваемыми положениями постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП (т. 1, л. д. 100 - 101). Данные, приведенные в этом анализе, которые лицами, участвующими в деле не оспаривались, позволяют судить о том, что в 2013 году при ставке 0,3, размер арендной платы за 1 кв. м названной категории земельных участков составлял 28,62 рубля в год (из расчета 30750009,88 : 1074465,62 = 28,62 - графы 7, 3 строки 11; т. 2, л. д. 23). В случае установления ставки арендной платы в размере 0,37, средний размер арендной платы за 1 кв. м таких земельных участков должен был составить 33,85 рублей в год (из расчета 36367691,76 : 1074465,62 = 33,85 - графы 11, 3 строки 11; т. 2, л. д. 23).
Названный муниципальный контракт и техническое задание к нему свидетельствуют, что при расчете новых ставок арендной платы и самого размера арендной платы учитывались изменения кадастровой стоимости земельных участков каждого вида, наличие инфляционных процессов, определялась формула расчета эффективной ставки арендной платы в целях сохранения поступлений арендной платы (т. 2, л. д. 2 - 13). Пояснительная записка, как отчет о проделанной работе, говорит, что при этом учитывались также и изменения кадастровой стоимости земельных участков в результате разрешения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, потери бюджета в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан, изучалась возможность повышения или понижения конкретных ставок арендной платы в зависимости от изменения кадастровой стоимости земельных участков в целях сохранения суммы арендной платы для каждого вида разрешенного использования (т. 2, л. д. 14 - 28).
Вышеназванный анализ ставок арендной платы, как результат работы, был направлен в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в качестве обоснования предлагаемого установления оспариваемого размера ставки арендной платы. Указание в анализе на сложившуюся устойчивую практику по удовлетворению требований арендаторов об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков (т. 1, л. д. 147), позволяет говорить о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта следовало учесть и тот факт, что реальный размер арендной платы будет меньшим, чем представлено в анализе, поскольку вероятен факт уменьшения кадастровой стоимости земельных участков в результате судебных решений по разрешению указанных споров.
Все изложенное свидетельствует о том, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы, органами, инициировавшими принятие оспариваемого нормативного правового акта, проводились анализ и экономическая оценка факторов, влияющих на установление ставки арендной платы и размера арендной платы в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов.
В вышеприведенной формуле расчета размера арендной платы, содержащейся в Положении, предусмотрен учет наличия инфляционных процессов в виде коэффициента увеличения. Вместе с этим в силу пункта 7 Положения этот коэффициент не мог быть применен при расчете арендной платы на 2014 год, так как новый размер кадастровой стоимости утвержден приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области 15 января 2013 года № 32 и применяется только с 2014 года. Представленные гаражно-строительным кооперативом "Л" расчеты арендой платы за 2014 год указывают на то, что такой коэффициент не применялся (т. 2, л. д. 247 - 249).
Вместе с тем применение названного коэффициента увеличения позволяет скорректировать размер арендой платы с учетом изменения кадастровой стоимости земельных участков вследствие инфляционных процессов. Его неприменение в году, следующем за годом установления нового размера арендной платы (пункт 7 Положения) обусловлено тем, что в предыдущем году (в году установления новой кадастровой стоимости) произошла актуализация кадастровой стоимости земельного участка и в следующем году эта стоимость отвечает текущему экономическому моменту.
Однако приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 кадастровая стоимость земельных участков на территории г. Екатеринбурга была установлена по состоянию на 15 ноября 2012 года (т. 2, л. д. 63) и на 2014 год уже являлась неактуальной ввиду инфляционных процессов. Поэтому в целях корректировки размера арендной платы на 2014 год с учетом неактуальности кадастровой стоимости земельных участков, оценку инфляционных процессов при определении оспариваемой ставки арендной платы, суд находит разумным.
Разумным, с точки зрения соблюдения баланса публичных и частных интересов, является учет рассмотрения судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, поскольку представленные судебные решения свидетельствуют о снижении размера такой стоимости уже после издания названного приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, что приводит к снижению доходов бюджета (т. 1, л. д. 193 - 246).
Представителями Правительства Свердловской области также указано, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы принимались во внимание и ставки арендной платы за аналогичные земельные участки по другим муниципальным образованиям.
Суд, проанализировав ставки арендной платы, установленные постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП для земельных участков аналогичного вида использования, действовавшие в 2014 году на территории других муниципальных образований Свердловской области, пришел к выводу, что они различны, при этом минимальный размер - 0,03 установлен для Малышевского городского округа, а максимальный - 6,0 - для Верхотурского городского округа. При этом средняя ставка арендой платы по всем муниципальным образованиям Свердловской области составляет 0,687.
Суд, сопоставив указанный средний размер ставки арендой платы по Свердловской области с оспариваемой ставкой арендой платы, находит, что последняя не превышает названного среднего размера, а наоборот ниже этой величины почти в два раза.
Сам же средний размер арендной платы за 1 кв. м названных земельных участков в г. Екатеринбурге с применением оспариваемой ставки арендной платы в 2014 году составлял 33,85 рублей год. Этот размер не является максимальным для Свердловской области, так как есть муниципальные образования, где этот размер значительно выше - до 160 рублей за 1 кв. м (т. 2, л. д. 62).
Не превышает оспариваемая ставка арендной платы и ставку земельного налога, установленную для земельных участков такого вида использования решением Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 года № 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (на 2014 год ставка земельного налога - 0,84 процента от кадастровой стоимости земельного участка).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемая ставка арендной платы установлена Правительством Свердловской области не произвольно, а по результатам оценки и изучения экономических факторов, позволивших прийти к выводу о возможности ее изменения в сторону повышения. При этом, как этот размер ставки арендной платы, так и сам размер арендной платы за названную категорию земельных участков, по сравнению с другими муниципальными образованиями Свердловской области не является высоким, что не позволяет считать их завышенными.
Эти факты позволяют суду прийти к выводу об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемыми положениями нормативного правового акта. Делая такой вывод, суд также учитывает, что в 2014 году размер арендной платы как для заявителя, так и для гаражно-строительного кооператива "Л" снизился по сравнению с вышеприведенными расчетами, по причине снижения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка (т. 1, л. д. 160 - 164, 188 - 192). Для кооператива размер арендной платы за земельный участок в 2014 году составил 21,33 рубля за 1 кв. м в год (из расчета 1229828 : 57662 = 21, 33; т. 2, л. д. 248 - 249).
Оценивая изложенное, суд, вопреки доводам заявителя и заключению прокурора, находит, что при принятии оспариваемых положений постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП принцип экономической обоснованности был соблюден.
Полагая, что данный принцип не был соблюден, прокурор, участвующий в деле сослался на то обстоятельство, что оспариваемая ставка арендной платы не может быть рассчитана по формуле, указанной в техническом задании к муниципальному контракту (т. 2, л. д. 7).
Однако проверка экономической обоснованности самого расчета ставки арендной платы, как и конечного размера ставки, не относится к компетенции суда, рассматривающего настоящее дело в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тем более что законодательством не предусмотрена формула, согласно которой должны производиться такие расчеты. Поэтому указанный довод прокурора, по мнению суда, не свидетельствует о нарушении названного принципа. В то же время следует указать, что согласно объяснениям представителей Правительства Свердловской области и письменным возражениям (т. 2, л. д. 59 - 61), конкретный размер ставки рассчитывался не только с помощью формулы, приведенной в техническом задании к муниципальному контракту, но и с учетом других факторов.
Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, предполагает, что в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области не изменяют порядок расчета арендной платы для земельных участков, занятых индивидуальными и (или) кооперативными гаражами и земельными участками, предоставленными для строительства индивидуальных и (или) кооперативных гаражей, а только лишь изменяют величину одной из составляющих этого расчета. Формула расчета арендной платы осталась прежней. Поэтому нет оснований считать, что при установлении ставки арендной платы, равной 0,37, был нарушен принцип предсказуемости расчета размера арендной платы.
Оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области, изменяя, как указано выше одну из величин, исходя из которых осуществляется расчет размера арендной платы, сами по себе, без учета других факторов, не изменяют размер арендной платы, который в данном случае установлен не в твердой сумме, а является определяемым в соответствии с Положением. Применение оспариваемых положений постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП является не изменением установленного договором размера арендной платы, а является реализацией условия договора аренды о способе расчета размера арендной платы. Поэтому нет оснований полагать, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Какой-либо неоднозначности в толковании оспариваемой нормы суд не усматривает. Не допускает эта норма и ее произвольного применения, порядок которого достаточно четко предусмотрен Положением.
Нет в данном случае и каких-либо обстоятельств, указывающих на то, что оспариваемая норма постановления Правительства Свердловской области противоречит иным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.
Суд считает, что при издании оспариваемых положений постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП не был нарушен баланс частных и публичных интересов.
Поскольку оспариваемые положения постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП приняты Правительством Свердловской области в пределах его полномочий, не противоречат федеральному законодательству и иному законодательству, имеющему большую юридическую силу, то в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления Г.А. о признании недействующей графы 3 строки 11 Ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург" приложения к пункту 3 постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 года № 1670-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года № 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья
Е.С.ШУМКОВ
------------------------------------------------------------------