По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Екатеринбургской городской Думы от 14.04.2015 N 37 "О реализации мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и других зависимостей в муниципальных учреждениях социальной сферы города Екатеринбурга в 2014 году и планах на 2015 год"



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ШЕСТОЙ СОЗЫВ
Тридцать второе заседание

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. № 37

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ,
ТОКСИКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ И ДРУГИХ
ЗАВИСИМОСТЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА В 2014 ГОДУ И ПЛАНАХ НА 2015 ГОД

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заслушав информацию Администрации города Екатеринбурга "О реализации мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и других зависимостей в муниципальных учреждениях социальной сферы города Екатеринбурга в 2014 году и планах на 2015 год", руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:
1. Информацию Администрации города Екатеринбурга "О реализации мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и других зависимостей в муниципальных учреждениях социальной сферы города Екатеринбурга в 2014 году и планах на 2015 год" принять к сведению (Приложение 1).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы", на официальном сайте Екатеринбургской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.egd.ru).
4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по безопасности жизнедеятельности населения (Мяконьких А.Г.).

Глава Екатеринбурга -
Председатель Екатеринбургской
городской Думы
Е.В.РОЙЗМАН
16 апреля 2015 года





Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 14 апреля 2015 г. № 37

ИНФОРМАЦИЯ
"О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ,
ТОКСИКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ И ДРУГИХ
ЗАВИСИМОСТЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА В 2014 ГОДУ И ПЛАНАХ НА 2015 ГОД"

Системная работа по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и других зависимостей в муниципальных учреждениях социальной сферы города Екатеринбурга проводится в соответствии со стратегическим проектом "Выбираю жизнь", утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 26 ноября 2012 года № 5105, Муниципальной программой "Комплексная профилактика зависимостей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы", утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 6 ноября 2013 года № 3789, на реализацию которой из бюджета города в 2015 году выделено 3 321 тыс. рублей.
Анализ наркоситуации свидетельствует о том, что на территории города Екатеринбурга и Свердловской области сохраняется высокий уровень распространения наркомании.
В 2014 году среди взрослого населения наблюдается снижение показателя заболеваемости наркоманией, в то время как среди несовершеннолетних наблюдается рост заболеваемости наркоманией за счет увеличения количества подростков, употребляющих синтетические наркотические вещества.
Как правило, несовершеннолетние и их родители обращаются к наркологу только тогда, когда получают направление от инспектора по делам несовершеннолетних или председателя территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также тогда, когда у ребенка появляются серьезные проблемы в учебе и дома.
Ситуация усугубляется тем, что свою актуальность для Екатеринбурга сохраняет и проблема острых отравлений в быту. В 2014 году увеличилось количество случаев отравления лекарственными препаратами (2 место), случаи отравления наркотиками, занимавшие ранее 4 и 5 места, вышли на 1 место с удельным весом в 40%.
Изменилась и структура отравлений наркотиками. Были зарегистрированы в отчетном году единичные случаи отравлений натуральными наркотиками (героином, опиумом), наметился рост отравлений курительными смесями, дизайнерскими наркотиками, в состав которых входит метилендиоксипировалерон (психоактивное вещество со стимулирующими свойствами).
В 2014 году в Свердловской области было изъято 310 килограммов синтетических наркотиков, причем четверть из них (77 кг) - в Екатеринбурге.
В 2014 году Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области (далее - УФСКН России по Свердловской области) в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области были направлены 4 предписания и 431 онлайн-заявка о прекращении или приостановлении оказания услуг делегирования доменов в связи с размещением информации пронаркотического содержания.
По состоянию на 31 декабря 2014 года УФСКН России по Свердловской области было закрыто 230 интернет-ресурсов, содержащих пропаганду и рекламу наркотиков, информацию о способах изготовления и использования синтетических наркотиков, предложения о продаже наркотических средств и психотропных веществ. Это свидетельствует о том, что наркоситуация остается достаточно сложной, наркодавление не ослабевает.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также их незаконному обороту является снижение спроса на наркотики путем обеспечения мер первичной профилактики наркомании, прежде всего среди подростков и молодежи.
Особое внимание при этом уделяется организации взаимодействия правоохранительных органов, органов исполнительной власти и общественных объединений. Данный вид профилактики способен охватить все целевые группы населения и позволяет добиться значительных результатов.
Правовым основанием для организации работы в сфере профилактики зависимого поведения является Муниципальная программа "Комплексная профилактика зависимостей в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы", утвержденная Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 6 ноября 2013 года № 3789, которая состоит из 5 приоритетных направлений.
Для развития информационно-образовательной системы в сфере профилактики зависимого поведения и пропаганды здорового образа жизни проводятся следующие мероприятия:
реализуется федеральный интернет-проект Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации "Имею право знать" в муниципальных образовательных учреждениях;
осуществляются на базовых профилактических площадках образовательные проекты для руководителей и специалистов муниципальных учреждений, способствующие повышению профессиональной компетентности в сфере социальной профилактики;
организована информационная поддержка населения по вопросам профилактики рискованного поведения подростков и молодежи через публичные информационные и интерактивные ресурсы (сайты);
запланирован выпуск в газете "Вечерний Екатеринбург" 12 тематических полос медиапроекта "Ломка";
организован на базе МАУ "Городской центр медицинской профилактики" выпуск информационной продукции профилактической направленности в соответствии с городским календарем профилактических мероприятий;
расширяется на базовых профилактических площадках, в муниципальных учреждениях спектр услуг для населения по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Для развития практики раннего выявления лиц "группы риска", имеющих опыт немедицинского употребления наркотиков, во всех образовательных учреждениях созданы условия для внедрения современной системы оценки риска и возможностей.
В 2014 году на смену экспресс-тестированию пришла новая модель диагностики - социально-психологическое тестирование. Правовым основанием для внедрения данной системы являются следующие документы:
Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 658 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования";
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25 марта 2014 года № 240-И "О проведении в 2013 - 2014 учебном году социально-психологического тестирования обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Свердловской области, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, и в государственных профессиональных образовательных учреждениях в Свердловской области - участниках "пилотного" проекта, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ".
Участниками реализации областного "пилотного" проекта в 2014 году стали 7 образовательных учреждений города Екатеринбурга: № 60, 106, 116, 130, 138, 149, 181. Мероприятия, реализуемые в рамках социально-психологического тестирования, носят ярко выраженный профилактический характер, не ставят своей целью наказание за употребление наркотиков. Задача анкетирования - ранняя профилактика и оказание своевременной помощи лицам, включенным в "группу риска". Тестирование проводится анкетно-опросным методом с использованием апробированных психологических методик, направленных на выявление учащихся, входящих в "группу риска".
В настоящее время в Управлении образования Администрации города Екатеринбурга ведется подготовительная работа к запуску новой модели тестирования во всех школах города. Многие специалисты убеждены в том, что это более перспективная и менее затратная модель, так как позволяет на раннем этапе организовать адресную профилактическую работу с подростками данной категории.
Для формирования системного профилактического воздействия на детей и подростков в муниципальных учреждениях города сложилась практика реализации профилактических программ и проектов, направленных на формирование здорового и социально ответственного поведения.
Наиболее востребованной среди специалистов школ является программа "Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи"; на втором месте - программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи "Формирование здорового жизненного стиля"; далее идут профилактические программы "Полезные привычки", "Все цвета, кроме черного", "Мой выбор", "Мое здоровье".
В последние годы в профилактическом комплексе города Екатеринбурга успешно развиваются сетевые профилактические проекты (в учреждениях образования - "Школа профилактики" и "Школа здоровья"; в учреждениях культуры - "Быть независимым модно!"; в клубах по месту жительства - "Маршрут безопасности"), которые позволяют формировать инновационные профилактические сети с участием муниципальных учреждений Екатеринбурга.
Анализ содержательной направленности профилактических проектов в муниципальных учреждениях показал, что наиболее востребованными являются так называемые "позитивные" проекты, далее идут универсальные, антинаркотические и антитабачные проекты. Районные профилактические программы и проекты реализуются с учетом имеющихся ресурсных и территориальных возможностей.
Среди новых межведомственных проектов необходимо отметить антинаркотический десант "Школа - территория безопасности", который стартовал в феврале 2015 года.
В данном проекте принимают участие руководители и специалисты различных ведомств: Управления образования Администрации города Екатеринбурга, Отдела координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации города Екатеринбурга, Управления ФСКН России по Свердловской области, Центрального Екатеринбургского отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Управления МВД России по городу Екатеринбургу, Департамента по обеспечению деятельности мировых судей по Свердловской области, детского наркологического отделения "Детство" государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Свердловская областная клиническая психиатрическая больница", территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Екатеринбурге, директорский корпус, родительское и ученическое сообщество.
Особенностью данного проекта является его адресность. Участниками проекта являются те образовательные учреждения, в которых были зарегистрированы случаи острых отравлений наркотиками у школьников.
Мероприятия десанта направлены на все целевые группы образовательного процесса: антинаркотический родительский всеобуч и общественные приемные; антинаркотические дебаты и дискуссии для школьников; межведомственные профилактические операции и рейды; семинары и практикумы для организаторов профилактической работы; анкетирование школьников и круглые столы. К данному проекту присоединились многие школы города.
При формировании приоритетов городского сообщества, заинтересованного в продвижении ценностей здорового образа жизни и снижении спроса на психоактивные вещества, особое внимание уделяется развитию института антитабачного законодательства в городе Екатеринбурге, так как табакокурение является одним из главных факторов риска, способствующих формированию зависимого поведения и распространению наркомании.
Для развития института антитабачного законодательства в городе запущен межведомственный профилактический проект "Будущее без табака" и подготовлены тьюторы для реализации данного проекта в муниципальных учреждениях; введены в практику антитабачные рейды и рейды "Очистим город от стеновой рекламы наркотиков"; проведена научно-практическая конференция "Стратегия формирования антитабачной среды в городе Екатеринбурге: новые технологии управления рисками", активизирована деятельность Ассоциации волонтерских отрядов в данном направлении; оказана поддержка представителям некоммерческого сектора путем выделения субсидии на реализацию антитабачных проектов.
В настоящее время с Информационно-аналитическим департаментом Администрации города Екатеринбурга обсуждается вопрос о создании сайта Ассоциации волонтерских отрядов города Екатеринбурга, который должен стать своеобразной публичной переговорной площадкой для творческой и креативной молодежи.
Систему первичной профилактики города необходимо развивать, используя ресурсы и возможности всех субъектов системы профилактики, муниципальных учреждений и базовых профилактических площадок города Екатеринбурга. Только комплексная профилактика поможет изменить наркоситуацию на территории города Екатеринбурга и снизить спрос у подростков и молодежи на наркотики и новые потенциально опасные психоактивные вещества.


------------------------------------------------------------------