По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.04.2015 по делу N 33-6011/2015 <Об изменении Решения Сысертского районного суда Свердловской области от 03.02.2015 и признании недействующими пунктов 1, 2, 3, 4 раздела 2 Положения "О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Арамильского городского округа", утв. Решением Думы Арамильского городского округа от 28.06.2012 N 6/6, в части слова "профессиональное">



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу № 33-6011/2015

Судья Бесова Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Шумкова Е.С.,
Старкова М.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2015 года гражданское дело по заявлению Сысертского межрайонного прокурора о признании недействующим в части нормативного правового акта
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Думы Арамильского городского округа
на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 03 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заявителя Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, 3, 4 раздела 2 Положения "О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Арамильского городского округа" (далее - Положение), утвержденного решением Думы Арамильского городского округа от 28 июня 2012 года № 6/6 "Об утверждении Положения "О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Арамильского городского округа" в новой редакции" в части слов "высшее профессиональное образование", опубликованного в официальном средстве массовой информации - газете "Арамильские вести" от 18.07.2012 № 28.
В обоснование заявления указал, что пунктами 1, 2, 3, 4 раздела 2 Положения предусмотрено, что для замещения высших, главных, ведущих, старших должностей муниципальной службы одним из квалификационных требований является наличие высшего профессионального образования. Пунктом 4 статьи 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" установлено, что одним из квалификационных требований к высшим, главным, ведущим, старшим должностям муниципальной службы является высшее образование. В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации" устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации не предусмотрено получение высшего профессионального образования.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица Думы Арамильского городского округа в судебном заседании заявленные требования не признал.
Представитель заинтересованного лица Администрации Арамильского городского округа не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 03 февраля 2015 года заявление Сысертского межрайонного прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Дума Арамильского городского округа просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что суд не учел требования части 2 статьи 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которой квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами, а не типовыми требованиями, которые определяются законами субъекта Российской Федерации; суд не учел, что в статье 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено правовое регулирование муниципальной службы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Сысертским межрайонным прокурором принесены возражения на апелляционную жалобу заинтересованного лица с указанием, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представители заинтересованных лиц Думы Арамильского городского округа, Администрации Арамильского городского округа в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, с учетом изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании части 3 статьи 167 и части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
При этом с учетом анализа указанных норм законодательства, такие квалификационные требования, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, должны соответствовать общепринятым к замещению должностей на муниципальной службе и государственной гражданской службе ввиду их тесной взаимосвязи.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ФЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" (в редакции Закона Свердловской области от 17.06.2013 № 54-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013) установлено, что одним из квалификационных требований к высшим, главным, ведущим, старшим должностям муниципальной службы является высшее образование.
Оспариваемыми пунктами 1, 2, 3, 4 раздела 2 Положения "О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Арамильского городского округа", утвержденного решением Думы Арамильского городского округа от 28 июня 2012 года № 6/6, предусмотрено, что для замещения высших, главных, ведущих, старших должностей муниципальной службы одним из квалификационных требований является наличие высшего профессионального образования.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (пункт 4). Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (пункт 12).
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Профессиональное образование является видом образования и включает в себя четыре самостоятельных уровня, в котором отсутствует высшее профессиональное образование.
Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы законодательства, сделал правильный вывод о том, что оспариваемые пункты 1, 2, 3, 4 раздела 2 Положения противоречат вышеуказанным положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которым не предусмотрен уровень высшего профессионального образования, а также положениям Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ФЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области".
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, основания для иных выводов у судебной коллегии отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не учел требования части 2 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, согласно которой квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами, а не типовыми требованиями, которые определяются законом субъекта Российской Федерации, является необоснованным, поскольку основанием для установления таких требований являются законы субъекта Российской Федерации, которым муниципальные правовые акты не должны противоречить.
Не свидетельствуют о незаконности решения суда доводы апелляционной жалобы с указанием на статью 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, поскольку указанная норма является отсылочной, в том числе к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также к принимаемым в соответствии с ним законам субъектов Российской Федерации.
Апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией указанные основания установлены не были.
Вместе с тем, судебная коллегия находит неправильным вывод суда, указанный в резолютивной части решения, о признании противоречащими требованиям федерального законодательства и недействующими дня вступления решения суда в законную силу пунктов 1, 2, 3, 4 раздела 2 Положения "О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Арамильского городского округа", утвержденного решением Думы Арамильского городского округа от 28 июня 2012 года № 6/6, в части слов "высшее профессиональное образование", поскольку установленное квалификационное требование, которым является высшее образование, не противоречит федеральному и областному законодательству, противоречие в данном случае состоит только в части слова "профессиональное", что не было учтено судом при вынесении решения.
Кроме того, является неправильным вывод суда о признании недействующим решения Думы Арамильского городского округа от 28 июня 2012 года № 6/6, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом является Положение, утвержденное указанным решением, которое является самостоятельным нормативным правовым актом, состоит из трех пунктов, и в котором отсутствуют какие-либо разделы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в вышеуказанной части.
Также является неправильным рассмотрение дела судом первой инстанции в порядке искового производства, поскольку заявления об оспаривании нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений. Вместе с тем указанное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда, поскольку в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сысертского районного суда Свердловской области от 03 февраля 2015 года изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции: признать недействующими пункты 1, 2, 3, 4 раздела 2 Положения "О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Арамильского городского округа", утвержденного решением Думы Арамильского городского округа от 28 июня 2012 года № 6/6 "Об утверждении Положения "О квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Арамильского городского округа" в новой редакции", в части слова "профессиональное" с момента вступления решения суда в законную силу; апелляционную жалобу заинтересованного лица Думы Арамильского городского округа оставить без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Е.СОБОЛЕВА

Судьи
Е.С.ШУМКОВ
М.В.СТАРКОВ


------------------------------------------------------------------