Решение Свердловского областного суда от 09.02.2015 по делу N 3-48/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 712 Государственного списка памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану, утв. Решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета от 18.02.1991 N 75, и пункта 1 Приложения к Постановлению Правительства Свердловской области от 10.03.2011 N 207-ПП "Об изменении сведений о наименовании, дате создания, местонахождении объектов культурного наследия областного значения, расположенных на территории Свердловской области">
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу № 3-48/2015
Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
с участием прокурора Куриловича И.А.,
при секретаре Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "У" о признании недействующими в части решения исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18 февраля 1991 года № 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" и постановления Правительства Свердловской области от 10 марта 2011 года № 207-ПП "Об изменении сведений о наименовании, дате создания, местонахождении объектов культурного наследия областного значения, расположенных на территории Свердловской области",
установил:
18 февраля 1991 года исполнительным комитетом Свердловского областного Совета народных депутатов принято решение № 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" (далее - Решение № 75), пунктом 1 которого утвержден Государственный список памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану (Приложение № 1).
Согласно пункту 712 названного Государственного списка под местную государственную охрану в качестве памятника архитектуры принято "Здание акционерного общества "С", 1920 года, архитектора В., расположенное в г. Свердловске, в переулке Банковском, 9 (т. 1, л. д. 268 - 270, 276).
10 марта 2011 года Правительством Свердловской области принято постановление № 207-ПП "Об изменении сведений о наименовании, дате создания, местонахождении объектов культурного наследия областного значения, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление Правительства Свердловской области № 207-ПП), которым внесены изменения в описание вышеуказанного памятника архитектуры (объекта культурного наследия) областного значения. В частности: ему присвоено новое наименование - "Здание Госстраха", уточнена дата создания - 1926 - 1929 годы, уточнено местонахождение - г. Екатеринбург, пер. Банковский, 9 (пункт 1 Приложения к постановлению) (т. 2, л. д. 31 - 33).
Названное постановление опубликовано в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" 19 марта 2011 года № 81-84 и вступило в действие по истечении 10 дней со дня опубликования (пункт 1 статьи 94 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области) (т. 2, л. д. 48).
Открытое акционерное общество "У" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими с 18 апреля 2013 года Решения № 75 в части пункта 712 Государственного списка памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану и пункта 1 Приложения к постановлению Правительства Свердловской области № 207-ПП, как противоречащих законодательству, имеющего большую юридическую силу.
В судебных заседаниях представитель заявителя Б.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. В обоснование указал, что в нарушение положений статьи 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использования памятников истории и культуры" Решение № 75 не было согласовано с Министерством культуры РСФСР. О его принятии заявитель не был извещен в течение 10 дней со дня принятия, как этого требовала статья 39 Закона РСФСР от 20 ноября 1980 года "О краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР", оно не было официально опубликовано. На здание, поименованное в пункте 712 Государственного списка, утвержденного Решением № 75, до его взятия под охрану, в нарушение требований Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, не был составлен паспорт памятника с описанием предмета охраны. Отсутствует внятное заключение историко-культурной экспертизы, позволяющее достоверно установить дату создания здания, его название и архитектора, в то время, как представленные документы содержат различную информацию об этом. В отсутствие паспорта памятника культуры и надлежащего заключения историко-культурной экспертизы, по мнению заявителя, вышеуказанное здание перестает обладать признаками памятника, так как при неустановлении достоверной истории его создания отсутствует его историческая ценность. Без этих документов здание не могло быть признано памятником. Постановление Правительства Свердловской области № 207-ПП в оспариваемой части просил признать недействующим, как акт, принятый в процессе реализации незаконного Решения № 75.
Поскольку ОАО "У" является собственником здания, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, переулок Банковский, 9, то оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права и свободы, ограничивая возможность свободно распоряжаться этим имуществом, а также возлагают на него обязанности по реконструкции здания, его содержанию, как объекта культурного наследия.
Представители Правительства Свердловской области М. и К., а также представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Л. с заявленными требованиями не согласились. Суду пояснили, что оспариваемые заявителем акты приняты в пределах полномочий органов, их издавших и полностью соответствуют действующему законодательству. Решение № 75 согласовано с Министерством культуры РСФСР, действующее в тот момент законодательство не требовало его официальной публикации. Паспорт памятника должен составляться после признания объекта таковым, сведения о памятнике были включены в учетную карточку, которая является основным документом на памятник.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что следует признать недействующим только постановление Правительства Свердловской области № 207-ПП в части указанного в нем местонахождения памятника, как не отвечающее требованиям ясности и определенности, поскольку в нем не указан конкретный литер здания (в соответствии с техническим паспортом), являющегося памятником, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
На момент принятия оспариваемого Решения № 75 действовало Постановление Совета министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры".
Согласно пунктам 14 и 15 Положения, утвержденного названным постановлением Совета министров СССР, недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий производится при принятии памятников на государственный учет. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры местного значения утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством союзных республик.
Статья 17 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", действовавшего на момент принятия оспариваемого Решения № 75, также предусматривала подразделение недвижимых памятников в целях организации их учета и охраны на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения. А статья 18 этого Закона предусматривала, что отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения производится Советом Министров РСФСР по представлению Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения - Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что Решение № 75 принято в пределах полномочий исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов.
В соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" памятниками истории и культуры признавались сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (статья 1). К памятникам истории и культуры относились памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты (статья 6).
В силу пункта 18 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Раздел II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 (далее - Инструкция), устанавливал порядок государственного учета памятников истории и культуры.
Так, согласно пункту 9 Инструкции государственный учет памятников истории и культуры включал: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
При получении сведений об обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы, для проведения которой привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. В случае установления культурной ценности названных объектов, они регистрируются в списках вновь выявленных объектов, имеющих указанную ценность. Список таких объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры (пункт 12 Инструкции).
На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал (пункт 15 Инструкции).
Вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны (пункты 20 и 21 Инструкции).
В судебном заседании установлено, что "Здание Госстраха", расположенное по адресу: г. Екатеринбург, переулок Банковский, 9 (название и местонахождение приведено в соответствии с пунктом 1 Приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 10 марта 2011 года № 207-ПП), поставленное Решением № 75 на государственную охрану в качестве памятника архитектуры местного значения, отнесено к объектам культурного наследия в соответствии с порядком, установленным Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", что подтверждается исследованными доказательствами по делу.
Так, признанию названного здания памятником архитектуры предшествовала, проведенная в 1988 году научно-исследовательская работа по изучению региональных особенностей архитектурно-планировочной и ландшафтной организации градостроительной среды г. Свердловска и разработке рекомендаций комплексной реконструкции и охраны историко-градостроительного наследия. По результатам этой работы экспертной комиссией по определению архитектурно-художественной ценности объектов, созданной на основании распоряжения Исполнительного комитета Свердловского городского Совета народных депутатов от 18 марта 1988 года № 117-рб, включающей в себя специалистов в области искусствоведения и архитектуры, создан список памятников архитектуры г. Свердловска, находящихся на государственной охране и рекомендуемых к постановке на государственную охрану. В списке в отношении объектов поставленных на государственную охрану указаны сведения о государственном акте, установившем охрану, а в отношении объектов, рекомендуемых к постановке на охрану - сведения о таком акте не указаны. В списке под номером 2 в качестве здания, рекомендуемого к постановке на государственную охрану как памятник архитектуры, указано здание, расположенное по адресу: г. Свердловск, переулок Банковский, 9 (т. 1, л. д. 109 - 110, 181 - 182). Этот список в данном случае имеет значение списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
10 марта 1990 года на это здание, как на вновь выявленный объект, представляющий культурную ценность, составлена учетная карточка памятника по форме, предусмотренной приложением № 3 к Инструкции, в которую внесены сведения: о виде памятника - памятник архитектуры, о характеристике его технического состояния, дано краткое описание, с приведением архитектурных особенностей объекта, указана его историческая и культурная ценность - образец административного здания Екатеринбурга конца 1920-х годов в стиле конструктивизма. Описание объекта позволяет определить его ценностные с точки зрения архитектуры особенности, составляющие предмет охраны. Карточка снабжена фотографией объекта, позволяющая идентифицировать его (т. 1, л. д. 237). В целом карточка содержит сведения, позволяющие причислить этот объект к категории памятников архитектуры в соответствии с вышеприведенными требованиями статей 1 и 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
На момент принятия Решения № 75 отсутствовали нормативные документы, устанавливающие порядок проведения экспертизы на предмет выявления исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объекта, как отсутствовали и требования к форме и содержанию заключения такой экспертизы.
Вместе с этим, вышеназванные документы свидетельствуют о том, что перед отнесением названного здания к категории памятников архитектуры в отношении него получены экспертные заключения (заключения специалистов в области искусства и архитектуры), позволившие выявить культурную ценность этого объекта и отнести его к категории зданий, рекомендуемых к постановке на государственную охрану (рекомендуемых к признанию памятниками).
Поэтому суд находит, что требования пункта 12 Инструкции при признании вышеуказанного здания памятником архитектуры были выполнены, а доводы заявителя об отсутствии его культурной ценности - несостоятельными.
Включение здания, расположенного по адресу г. Свердловск, переулок Банковский, 9, в Государственный список памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану оспариваемым Решением № 75 (признание этого здания памятником истории и культуры), вопреки доводам заявителя было согласовано с Министерством культуры РСФСР, как этого и требует статья 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", что следует из листа согласования этого решения (т. 1, л. д. 268 - 269, 305; т. 2, л. д. 50 - 56, 57 - 58), оригинал которого исследован в судебном заседании.
Статья 45 действовавшего на момент принятия Решения № 75 Закона РСФСР от 20 ноября 1980 года "О краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР" не требовала официального опубликования решений исполнительного комитета областного Совета народных депутатов, как не предусматривали ее положения и обязанность доведения принятых исполнительным комитетом решений до сведения соответствующих организаций, должностных лиц и граждан в десятидневный срок. В связи с этим доводы о неопубликовании названного решения, а также о его не доведении до заявителя в десятидневный срок не свидетельствуют о нарушении порядка принятия и вступления в действие этого нормативного правового акта.
Требования статьи 39 Закона РСФСР от 20 ноября 1980 года "О краевом, областном Совете народных депутатов РСФСР", на которые ссылается заявитель, предусматривали обязанность доведения решений краевого, областного Совета народных депутатов до сведения соответствующих организаций, должностных лиц и граждан не позднее чем в десятидневный срок. Однако в данном случае названные положения Закона не могут быть применены, так как предметом оспаривания является решение исполнительного комитета областного Совета народных депутатов, а не решение областного Совета народных депутатов. Поэтому доводы заявителя о нарушении этих положений Закона при принятии Решения № 75 суд находит несостоятельными.
Отсутствие паспорта на памятник архитектуры - "Здание Госстраха", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, переулок Банковский, 9 (название и местонахождение приведено в соответствии с приложением к постановлению Правительства Свердловской области от 10 марта 2011 года № 207-ПП) само по себе не исключает историко-архитектурную ценность этого объекта и не свидетельствует о необоснованном признании этого объекта памятником. Не свидетельствует это обстоятельство и о нарушении процедуры постановки памятника на учет, поскольку по смыслу пункта 16 Инструкции составление паспорта не обязательно должно предшествовать признанию объекта памятником истории и культуры.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что Решение № 75 в части пункта 712, утвержденного им Государственного списка, было принято с нарушением действовавшего в тот момент законодательства.
Вопросы охраны памятников истории и культуры на территории Российской Федерации в настоящее время регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ), вступивший в действие 29 июня 2002 года.
Названный федеральный закон к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), как и Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", относит объекты, представляющие ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства (статья 3).
Выявленные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) подлежат включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. С момента принятия решения о включении объекта в названный реестр, он подлежит государственной охране в установленном порядке (статьи 15, 18 Закона № 73-ФЗ).
Согласно статье 64 Закона № 73-ФЗ со дня вступления в силу этого закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Вышеназванный памятник архитектуры включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что следует из имеющегося в деле письма Министерства культуры Российской Федерации и иных документов (т. 1, л. д. 238; т. 2, л. д. 49, 189 - 190). Включение этого памятника в названный реестр означает, что и в настоящее время он относится к памятникам народов Российской Федерации местного значения и в отношении него действует режим охраны, предусмотренный Законом № 73-ФЗ. Вследствие чего у суда нет оснований полагать, что Решение № 75 в оспариваемой его части в настоящее время противоречит Закону № 73-ФЗ.
Здание, расположенное по адресу г. Екатеринбург, переулок Банковский, 9 принадлежит ОАО "У" (т. 1, л. д. 32).
В учетном деле объекта культурного наследия имеется фотоснимок этого памятника по состоянию на 2013 год (фото 1 - т. 1, л. д. 244). При этом из пояснений представителя заявителя следует, что на данном снимке зафиксировано здание, принадлежащее заявителю, расположенное по указанному адресу. Сопоставление фотоснимка памятника, размещенного на учетной карточке (т. 1, л. д. 237) с указанным снимком 2013 года (т. 1, л. д. 244) позволяет сделать вывод, что на них запечатлено одно и тоже здание. Следовательно, тот объект, который признан памятником архитектуры решением № 75, расположенный по адресу г. Свердловск, переулок Банковский, 9, и объект, принадлежащий заявителю, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, переулок Банковский, 9, являются одним и тем же объектом.
Согласно представленным документам, которые никем не оспорены и доказательствами не опровергнуты, ранее по названному адресу располагалось производственное объединение "Р", которое в дальнейшем в ходе реорганизаций было преобразовано в ОАО "У" (т. 2, 114 - 121). Именно в связи с этим в списке 1988 года памятник и назван как здание заводоуправления п/о "Р" (т. 1, л. д. 110).
Вместе с этим, историческая справка свидетельствует о том, что изначально это здание строилось в 1926 - 1929 годы в качестве конторы Госстраха, а затем в нем размещалось акционерное общество "С" (т. 1, л. д. 239 - 240).
Эти исторические обстоятельства объясняют различное наименование этого памятника архитектуры в имеющихся в деле документах.
Установив первоначальное предназначение здания и даты его постройки, Правительство Свердловской области в пределах полномочий, предоставленных ему Законом № 73-ФЗ (статьи 9.2, 16, 18, 20, 20.1) и Законом Свердловской области от 21 июня 2004 года № 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области" (статья 7), своим Постановлением от 10 марта 2011 года № 207-ПП уточнило даты создания памятника и указало его первоначальное наименование, внеся, таким образом, изменения в учетные документы памятника. Кроме того этим постановлением адрес местонахождения памятника приведен в соответствие с его правоустанавливающими документами (т. 1, л. д. 32). Поэтому нет оснований считать названное постановление противоречащим законодательству, регулирующему отношения в области охраны памятников истории и культуры Российской Федерации.
Какой-либо неясности или неопределенности в применении, названное постановление в оспариваемой части не вызывает, так как его положения в совокупности с данными о памятнике, содержащимися в учетном деле объекта культурного наследия, позволили определить объект охраны в охранном обязательстве (со ссылкой на техническую документацию - литер А), выделив его из состава других объектов, находящихся по этому адресу и обозначенных в технической документации как пристрои (т. 1, л. д. 17 - 23, 33 - 36; т. 2, л. д. 152 - 176).
Поскольку в данном случае здание признано памятником ввиду его архитектурной ценности - образец административного здания Екатеринбурга конца 1920 годов в стиле конструктивизма, то его отнесение к объекту культурного наследия не связано напрямую с именем архитектора, по проекту которого он построен. Поэтому тот факт, что первоначально в списке 1988 года в качестве автора здания был указан Б.К., а затем установлено, что автором проекта является В., никоим образом не свидетельствует о незаконности оспариваемых нормативных правовых актов. В процессе деятельности по сохранению памятников, в силу статьи 6 Закона № 73-ФЗ уполномоченные государственные органы вправе проводить исследовательские работы по изучению и уточнению сведений о них и вносить изменения в учетные документы в соответствии с вновь установленными данными, что и имеет место быть в данном случае.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "У" о признании недействующими в части решения исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18 февраля 1991 года № 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" и постановления Правительства Свердловской области от 10 марта 2011 года № 207-ПП "Об изменении сведений о наименовании, дате создания, местонахождении объектов культурного наследия областного значения, расположенных на территории Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья
Е.С.ШУМКОВ
------------------------------------------------------------------