Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.03.2015 N 17 "Об итогах работы завода по сортировке твердых бытовых отходов на полигоне твердых бытовых отходов "Широкореченский" в 2014 году"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ШЕСТОЙ СОЗЫВ
Тридцатое заседание
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. № 17
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ЗАВОДА ПО СОРТИРОВКЕ ТВЕРДЫХ
БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ПОЛИГОНЕ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
"ШИРОКОРЕЧЕНСКИЙ" В 2014 ГОДУ
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заслушав информацию Администрации города Екатеринбурга "Об итогах работы завода по сортировке твердых бытовых отходов на полигоне твердых бытовых отходов "Широкореченский" в 2014 году", руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:
1. Информацию Администрации города Екатеринбурга "Об итогах работы завода по сортировке твердых бытовых отходов на полигоне твердых бытовых отходов "Широкореченский" в 2014 году" принять к сведению (Приложение 1).
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
3. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы", на официальном сайте Екатеринбургской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.egd.ru).
4. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по безопасности жизнедеятельности населения (Мяконьких А.Г.).
Глава Екатеринбурга -
Председатель
Екатеринбургской городской Думы
Е.В.РОЙЗМАН
12 марта 2015 года
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 10 марта 2015 г. № 17
ИНФОРМАЦИЯ
"ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ЗАВОДА ПО СОРТИРОВКЕ ТВЕРДЫХ
БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ПОЛИГОНЕ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
"ШИРОКОРЕЧЕНСКИЙ" В 2014 ГОДУ"
Завод по сортировке твердых бытовых отходов расположен на территории полигона твердых бытовых отходов "Широкореченский" (далее также - ТБО "Широкореченский") Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Спецавтобаза" (далее - ЕМУП "Спецавтобаза") и находится в пользовании ЕМУП "Спецавтобаза" на праве хозяйственного ведения. Открытие завода по сортировке твердых бытовых отходов (мусоросортировочный комплекс (далее - МСК)) состоялось 1 декабря 2011 года на территории полигона ТБО "Широкореченский". Проект МСК был выполнен по заказу Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга проектной организацией ООО "Уралдорпроект" и реализован строительной организацией ООО "Профтехстрой". Технологическое оборудование и пресс для первой линии мусоросортировочного комплекса поставлены шведской компанией "Пресона". Проектная мощность мусоросортировочной линии "Пресона" составляет 100 тыс. тонн в год. В 2013 году введена в эксплуатацию вторая линия мощностью 100 тыс. тонн в год, которая смонтирована ЗАО "Паритет". Ежедневно на МСК работает порядка 40 человек.
Всего МСК за 2014 год принял 93,1 тыс. тонн отходов, что на 3% больше по сравнению с предыдущим годом (в 2013 году - 90,1).
За 2014 год было произведено 6,8 тыс. тонн вторичного сырья, что на 13% меньше по отношению к производству в 2013 году (в 2013 году - 7,8). От сторонних организаций в 2014 году переработано 2,4 тыс. тонн вторичного сырья.
По морфологии продукцию МСК можно разделить на четыре основные группы:
макулатура;
стеклобой и стеклобутылка;
пластики;
лом и отходы черных и цветных металлов.
СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА ПО ОСНОВНЫМ ГРУППАМ ВТОРСЫРЬЯ
Вид вторичного сырья
Доля в 2013 году, %
Доля в 2014 году, %
Макулатура
35
48
Стеклобой и стеклобутылка
33
17
Пластики
27
28
Лом и отходы черных и цветных металлов
5
7
Изменение структуры морфологического состава выбираемых утильных фракций связано с сокращением производства нерентабельных фракций.
Реализация готовой продукции по итогам 2014 года составила 7 тыс. тонн вторичного сырья на сумму 48959 тыс. руб. (в 2013 году - 7,7 тыс. тонн на сумму 41746 тыс. руб.). По сравнению с 2013 годом за отчетный период при снижении производства на 13% в натуральных показателях рост выручки составил 17% за счет увеличения цен на продукцию и изменения морфологии сортируемых фракций. Дополнительно получен доход от производства давальческого сырья на сумму 2243 тыс. руб. (без учета НДС). Вторичное сырье направляется в города Свердловской области и за ее пределы, т.к. в Екатеринбурге нет перерабатывающих мощностей.
В 2015 году планируется произвести и реализовать 10,8 тыс. тонн вторичного сырья на сумму 71373 тыс. руб. По сравнению с 2014 годом рост выручки составит 46%. От производства давальческого сырья дополнительно планируется получить доход на сумму 1671 тыс. руб. (без учета НДС).
По итогам 2014 года затраты по МСК составили 90162 тыс. руб. (без учета НДС), что на 2,3% меньше по сравнению с 2013 годом (в 2013 году - 92330 тыс. руб. (без учета НДС)).
По планам на 2015 год затраты по МСК составят 92501 тыс. руб. (без учета НДС).
Для снижения убытков и увеличения эффективности работы МСК в 2014 году была разработана система мотивации для инженерно-технических рабочих МСК, направленная на сортировку более дорогих фракций и сокращение основных производственных затрат; также осуществлен перевод на сдельную оплату труда сортировщиков, что позволило увеличить на 30% выработку на 1 рабочего и оптимизировать на 9% затраты на услуги привлеченного персонала.
В 2015 году продолжается работа по следующим направлениям:
1. Проведение мониторинга рынка покупателей с целью увеличения выручки за счет:
изменения технологии сортировки (новый вид продукции);
снятия нерентабельных видов продукции;
увеличения количества отсортированной продукции на существующем комплексе.
2. Формирование неснижаемого запаса расходных материалов для оперативного проведения ремонтов, а также проведение планового технического обслуживания оборудования и, как следствие, снижение простоев.
3. Повышение качества отсортированной продукции.
4. Анализ поступающих отходов с целью улучшения морфологии поступающих на сортировку отходов.
5. Расстановка сортировщиков, направленная на приоритет выборки более дорогих фракций с учетом морфологического состава мусора.
6. Внедрение проекта "Раздельный сбор отходов".
К сожалению, следует отметить, что на сегодняшний день проект "Раздельный сбор отходов" находится в стадии стагнации.
По итогам работы мусоросортировочного комплекса в городе Екатеринбурге и аналогичных производств в других регионах России процент выборки вторсырья из поступающих отходов составляет 10 - 12% (без предварительной сортировки отходов населением). Рост данного показателя до 20% возможен при внедрении раздельного сбора отходов за счет:
изменения морфологии поступающих на МСК отходов;
снижения загрязненности утильных фракций (пищевые отходы при перемешивании с утильными фракциями наносят им максимальный вред; большая часть вторичного сырья не может быть извлечена вследствие несоответствия требованиям переработчиков по качеству сырья).
Для удовлетворения потребности МСК в сортированных отходах при существующих производственных мощностях необходимо установить в городе Екатеринбурге 4000 оранжевых контейнеров для раздельного сбора отходов (пластик, бумага, металл, стекло). В 2013 году за счет средств бюджета города приобретено 2030 контейнеров для раздельного сбора отходов, которые расставляются ЕМУП "Спецавтобаза" на контейнерные площадки Екатеринбурга. Кроме ЕМУП "Спецавтобаза" установкой контейнеров для раздельного сбора отходов занимаются также ООО "Транссервис" и ИП Рыцев И.Н.
ЕМУП "Спецавтобаза" проведен анализ управляющих компаний по количеству обслуживаемых многоквартирных домов и их удаленности от мусоросортировочного комплекса с целью определения порядка привлечения управляющих компаний к участию в проекте "Раздельный сбор отходов". Для повышения ответственности управляющих компаний города Екатеринбурга за активизацию внедрения раздельного сбора твердых бытовых отходов ЕМУП "Спецавтобаза" готово вывозить утильную фракцию, накапливаемую в оранжевых контейнерах для раздельного сбора отходов, из любой точки города Екатеринбурга независимо от удаленности МСК.
Необходимо отметить, что в период с 1 января 2015 года по 1 января 2019 года вступают в силу изменения к Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), в том числе в части организации раздельного сбора отходов.
В частности, в соответствии с новой редакцией статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами будут отнесены:
организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора).
В свою очередь, согласно новой редакции статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Тенденцией совершенствования российского законодательства является установление запрета муниципалитетам утилизировать отходы жизнедеятельности городов без предварительной сортировки и последующей переработки.
После принятия соответствующих подзаконных актов ситуация с организацией раздельного сбора отходов должна измениться. Кроме того, законодательством не исключается применение мер экономического стимулирования в отношении юридических лиц, занимающихся раздельным сбором перерабатываемых фракций.
В феврале 2015 года состоялось совещание с представителями администрации Верхней Пышмы и руководством компании УГМК-Холдинг по перспективам развития Северного полигона твердых бытовых отходов. Данный полигон фактически расположен в границах территории Верхней Пышмы, но при этом находится в хозяйственном ведении ЕМУП "Спецавтобаза". Ежегодно Северный полигон принимает 175 тыс. тонн бытового мусора.
В ближайшее время планируется создание рабочей группы для разработки стратегии реконструкции и совместного использования Северного полигона твердых бытовых отходов. Кроме того, на заседании рабочей группы планируется рассмотреть вопрос о возможности строительства на территории Северного полигона современного завода по глубокой переработке отходов с получением подходящих для вторичной переработки материалов и извлечением тепловой и электрической энергии для нужд жителей Верхней Пышмы и Екатеринбурга.
------------------------------------------------------------------