Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 22.10.2015 N 1513 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. № 1513
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Свердловской области от 14.07.2014 № 74-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов Свердловской области и муниципальных нормативных правовых актов", Соглашения о взаимодействии между Министерством экономики Свердловской области и Администрацией города Каменска-Уральского при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов, в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, утвержденным Постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 12.09.2014 № 1278, Администрация города Каменска-Уральского постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (прилагаются).
2. Разместить настоящее Постановление на официальном сайте муниципального образования.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы Администрации города С.И. Жукову.
И.о. главы города
С.А.ГЕРАСКИН
Утверждены
Постановлением Администрации
города Каменска-Уральского
от 22 октября 2015 г. № 1513
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения уполномоченным подразделением в сфере оценки регулирующего воздействия - отделом экономической политики Администрации города Каменска-Уральского (далее - Уполномоченное подразделение), органом местного самоуправления, отраслевым (функциональным) органом Администрации города Каменска-Уральского, структурным подразделением Администрации города Каменска-Уральского, являющимся разработчиком муниципального нормативного правового акта (далее - Разработчик) при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - проект НПА).
2. Оценка регулирующего воздействия проекта НПА основывается на опубликованных в открытых источниках данных, доступных иным заинтересованным лицам, официальной информации. В пояснительной записке о проведении оценки регулирующего воздействия проекта НПА указываются источники полученных данных.
3. При проведении оценки регулирующего воздействия Уполномоченное подразделение и Разработчик должны стремиться к проведению количественной оценки предполагаемых последствий регулирования. Если предполагаемые последствия регулирования не могут быть оценены количественно, дается их качественная характеристика.
4. В целях обеспечения открытости процедуры проведения оценки регулирующего воздействия проекта НПА и повышения качества регулирования, к обсуждению должны привлекаться все заинтересованные группы участников, к компетенции которых относится исследуемая сфера общественных отношений.
2. ПОДГОТОВКА РАЗРАБОТЧИКОМ ПРОЕКТА НПА И
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К НЕМУ
5. В отношении каждого проекта НПА, подлежащего оценке регулирующего воздействия, готовится пояснительная записка.
6. Пояснительная записка к проекту НПА подготавливается по форме согласно Приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
7. Пояснительная записка содержит следующие сведения:
1) реквизиты проекта НПА;
2) сведения о Разработчике проекта НПА и контактные данные Разработчика;
3) степень регулирующего воздействия проекта НПА, определенная в соответствии с п. 9 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, утвержденного Постановлением Администрации города от 12.09.2014 № 1278 (далее - Порядок).
4) описание проблемы, на решение которой направлено муниципальное регулирование, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы:
Вопросы, возможные к описанию
Информация, ее возможные источники
- Доказано ли наличие проблемы?
- Почему возникает проблема?
- На кого воздействует проблема?
- Масштаб проблемы?
- Существует ли уже регулирование, направленное на решение проблемы?
- Если регулирование существует, то почему оно неэффективно?
- Что произойдет, если никаких регуляторных действий не будет принято?
- Позволяет ли предложенное регулирование решить поставленную проблему?
- Являются ли предлагаемые правовые нормы полными и непротиворечивыми?
- Могут ли предлагаемые правовые нормы неоднозначно трактоваться?
- Смогут ли субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности выполнить установленные требования?
- Есть ли стимулы у субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности соблюдать установленные требования?
- Информация, подтверждающая существование проблемы (в зависимости от типа проблемы), например:
- сведения о случаях причинения вреда, проблемах компенсации вреда;
- сведения о размерах наносимого вреда (в денежном выражении);
- сведения о нарушениях прав и законных интересов предпринимателей и организаций, действующего законодательства (количество нарушений, категории нарушений);
- сведения о невозможности выполнения действий, функций, получения услуг вследствие отсутствия правового регулирования (в том числе данные и оценки убытков, упущенной выгоды, недопроизводства определенных видов товаров и услуг и др.);
- нарушение условий конкуренции, в том числе создание необоснованных преимуществ отдельным группам хозяйствующих субъектов, создание входных барьеров, снижение уровня конкуренции на рынке.
- Сведения правового характера, в том числе оценка полноты и непротиворечивости действующей нормативной правовой базы.
- Мнения заинтересованных лиц и экспертов о причинах существования проблемы.
- Данные, подтверждающие воздействие проблемы на определенные группы лиц.
- Качественные и количественные характеристики затрагиваемых групп (количество затрагиваемых проблемой предпринимателей, предприятий и организаций).
- Сведения о технологической, организационной, экономической возможности выполнения действующих требований законодательства, в том числе об издержках предпринимателей и других лиц, по выполнению существующих требований, соотношению издержек с показателями финансово-экономической деятельности (оборот, прибыль, размер активов).
- Источники информации:
- сведения Разработчика НПА;
- данные государственной и ведомственной статистики;
- данные регистрационных органов;
- результаты исследований (мониторингов), проводимых независимыми исследованиями, органами государственной власти, другими субъектами;
- правовой анализ (экспертный, органами государственной власти и органами местного самоуправления);
- данные судебной практики;
- мнения экспертов, опубликованные в открытых источниках;
- экспертные интервью;
- обращения граждан и предпринимателей (прямые обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, обращения в бизнес-ассоциации);
- результаты социологических опросов и выборочных обследований предприятий (информация в открытом доступе, исследования по заказу органов власти);
- обобщенные результаты контрольно-надзорной деятельности (ведомственная статистика, доклады об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);
- сведения, получаемые в ходе публичных обсуждений
5) описание предлагаемого способа муниципального регулирования, иных возможных способов решения проблемы:
Вопросы, возможные к описанию
Информация, ее возможные источники
- Совпадает ли сфера, предмет и объект предлагаемого регулирования со сферой, предметом и объектом, в которых и по отношению к которым возникает проблема?
- Какие методы решения проблемы применяются в других регионах?
- Существуют ли альтернативные способы решения проблемы? Если есть, описать все возможные варианты?
- Нормативные правовые акты и иные официальные документы, связанные с предметом регулирования.
- Сведения о методах решения проблемы в других регионах.
- Сведения о возможных альтернативных способах решения проблемы.
- Источники информации:
- сведения Разработчика НПА;
- научные и аналитические материалы;
- мнения экспертов, высказанные в открытых источниках;
- экспертные интервью;
- законы и иные нормативные правовые акты, действующие в других регионах;
- сведения, получаемые в ходе публичных обсуждений
6) Ссылка на нормативные правовые акты или их отдельные положения, в соответствии с которыми осуществляется муниципальное регулирование.
7) сведения об основных группах субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности, иных группах, включая органы местного самоуправления, муниципальные организации, интересы которых будут затронуты предлагаемым муниципальным регулированием, количественную оценку таких групп (при наличии возможности в получении и (или) сборе статистической информации):
Вопросы, возможные к описанию
Информация, ее возможные источники
- Какие группы затрагиваются регулированием?
- Совпадают ли группы, затрагиваемые регулированием и группы, затрагиваемые проблемой?
- Измениться ли количество участников отношений после введения регулирования?
- Качественные и количественные характеристики затрагиваемых групп (количество затрагиваемых проблемой субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, организаций, органов власти, форма собственности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности).
- Источники информации:
- сведения Разработчика НПА;
- мнения экспертов;
- данные бизнес-ассоциаций, других общественных объединений;
- данные регистрационных органов;
- обзоры рынков;
- результаты социологических опросов и выборочных обследований предприятий;
- научные и аналитические исследования;
- сведения, полученные в ходе публичных обсуждений
8) новые функции, полномочия, права и обязанности органов местного самоуправления, возникающие (изменяющиеся) при муниципальном регулировании;
9) новые обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо характеристика изменений содержания существующих обязанностей, запретов и ограничений для таких субъектов;
10) оценка соответствующих расходов (доходов) бюджетов бюджетной системы РФ, возникающих при муниципальном регулировании:
Вопросы, возможные к описанию
Информация, ее возможные источники
- На что могут потребоваться дополнительные расходы бюджета?
- Каких бюджетов?
- Количественная оценка дополнительных расходов бюджетов?
- Количественная оценка дополнительных доходов бюджетов?
- Данные о прямых дополнительных доходах бюджетов (например, связанные с повышением налоговых ставок, увеличением неналоговых доходов, платой за оказание услуг муниципальными организациями, осуществление разрешительных процедур, если их платность предусмотрена законодательством).
- Данные о дополнительных затратах на выполнение новых функций/процедур, в том числе:
- данные о дополнительных затратах на оборудование, программное обеспечение, переобучение и т.д.;
- данные о трудозатратах на выполнение новых административных функций.
- Данные об изменениях налогооблагаемой базы, в том числе:
- сокращение числа хозяйствующих субъектов или масштабов их деятельности вследствие введения нового регулирования;
- расширение масштабов деятельности в определенных сферах;
- отнесение дополнительных расходов хозяйствующих субъектов на себестоимость / уплату из прибыли.
- Данные о муниципальных организациях, несущих издержки связанные с введением нового регулирования.
- Источники информации:
- сведения Разработчика НПА;
- ведомственная статистика;
- данные выборочных обследований предприятий;
- сведения, полученные в ходе публичных обсуждений
11) оценка расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в случае, когда реализация проекта НПА будет способствовать возникновению таких расходов:
Вопросы, возможные к описанию
Информация, ее возможные источники
- Количественная оценка расходов каждой из групп от введения предполагаемого регулирования.
- Количество хозяйствующих субъектов, которые должны осуществлять выплаты
- Данные бизнес-ассоциаций;
- Научные и аналитические исследования;
- Данные, необходимые для расчета прямых выплат бюджету.
- Размеры и частота ожидаемых платежей (пошлины, плата за лицензии, за участие в аукционах и др.).
- Размеры и частота платежей, осуществляемых в настоящее время.
- Источники информации:
- сведения Разработчика НПА;
- ведомственная статистика;
- данные выборочных обследований предприятий и организаций;
- сведения, полученные в ходе публичных обсуждений
12) ожидаемые результаты и риски решения проблемы предложенным способом регулирования, риски негативных последствий:
Вопросы, возможные к описанию
Информация, ее возможные источники
- В чем состоят прямые издержки каждой из групп?
- В чем состоят прямые выгоды каждой из групп?
- Есть ли косвенные издержки и выгоды, в чем они состоят?
- Количественные данные о возможных прямых выгодах и издержках каждой из групп.
- Качественные данные о возможных косвенных издержках и выгодах.
- Количественные оценки выгод от введения регулирования по сравнению с текущей ситуацией.
- Данные о снижении рисков вследствие принятия предполагаемого регулирования.
- Данные о возможном снижении причиняемого вреда.
- Данные об улучшении условий конкуренции (снижении входных барьеров и др.).
- Источники информации:
- сведения Разработчика НПА;
- мнения экспертов;
- данные бизнес-ассоциаций, других общественных объединений;
- научные и аналитические исследования;
- сведения, полученные в ходе публичных обсуждений
13) описание методов контроля эффективности выбранного способа достижения цели регулирования:
Вопросы, возможные к описанию
Информация, ее возможные источники
- Какие методы контроля предлагает проект НПА?
- Необходимые мероприятий для достижения целей регулирования.
- Какие методы контроля применяются в других регионах?
- Анализ методов контроля.
- Сведения о возможных альтернативных методах контроля.
- Сведения о методах контроля в других регионах.
- Источники информации:
- сведения разработчика НПА;
- данные бизнес-ассоциаций;
- научные и аналитические исследования;
- сведения, полученные в ходе публичных обсуждений
14) необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия.
В данном разделе описываются мероприятия, необходимые для достижения целей регулирования, сроки их проведения, ожидаемый результат, объемы и источники финансирования.
15) предполагаемая дата вступления в силу проекта НПА, необходимость установления переходного периода, отсрочки вступления в силу, распространения на ранее возникшие отношения;
16) иные сведения, которые, по мнению Разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого способа регулирования.
3. ПРОВЕДЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКОМ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ПО ПРОЕКТУ НПА
8. В целях проведения публичных консультаций по проекту НПА (далее - публичные консультации) Разработчиком проекта НПА на официальном сайте муниципального образования город Каменск-Уральский, предназначенном для размещения информации об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов (далее - официальный сайт) размещается уведомление о проведении публичных консультаций, текст проекта НПА и пояснительная записка.
9. Публичные консультации проводятся с целью:
1) получения дополнительной информации о предполагаемых последствиях регулирования;
2) определения мнения заинтересованных лиц о необходимости муниципального нормативного правового акта.
10. Форма уведомления о проведении публичных консультаций по проекту НПА указана в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
11. Срок проведения публичных консультаций не может составлять менее 10 и более 45 дней. Датой начала публичных консультаций считается дата размещения Разработчиком уведомления о проведении публичных консультаций по проекту НПА, проекта НПА и пояснительной записки к нему на официальном сайте.
12. Кроме проведения публичных консультаций могут использоваться иные формы публичных обсуждений муниципального нормативного правового акта, в том числе круглые столы, совещания. Предложения (замечания), полученные в ходе таких публичных обсуждений, должны фиксироваться и включаться в сводку предложений по результатам проведения публичных консультаций по проекту НПА.
13. Все полученные в течение срока проведения публичных консультаций предложения подлежат учету и включению в сводку предложений по результатам проведения публичных консультаций по проекту НПА.
Форма сводки предложений по результатам проведения публичных консультаций по проекту НПА указана в Приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов
ФОРМА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
К ПРОЕКТУ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1. Реквизиты проекта муниципального нормативного правового акта:
(вид, сфера муниципального регулирования проекта нормативного правового акта или его отдельных положений, наименование):
2. Сведения о разработчике проекта нормативного правового акта:
Разработчик проекта НПА: _____________________________________________
Ф.И.О. исполнителя проекта нормативного правового акта: ____________________________________________________________________
Должность: __________________________________________________________
Тел: ________________________________________________________________
Адрес электронной почты: _____________________________________________
Фактический адрес: ___________________________________________________
3. Степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта:
3.1. Степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (высокая/средняя/низкая):
3.2. Обоснование отнесения проекта нормативного правового акта к определенной степени регулирующего воздействия:
4. Описание проблемы, на решение которой направлено муниципальное регулирование, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы:
4.1. Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования (информация, подтверждающая существование проблемы):
4.2. Оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы:
5. Описание предлагаемого способа муниципального регулирования, иных возможных способов решения проблемы:
6. Ссылка на нормативные правовые акты или их отдельные положения, в соответствии с которыми осуществляется муниципальное регулирование:
7. Сведения об основных группах субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иных группах, включая органы местного самоуправления, муниципальные организации, интересы которых затрагиваются предлагаемым муниципальным регулированием, количественная оценка таких групп:
7.1. Основные затрагиваемые группы:
1)
2)
...
7.2. Оценка количества участников отношений (по каждой затрагиваемой группе):
- на стадии разработки проекта:
- после введения предполагаемого регулирования:
8. Новые функции, полномочия, права и обязанности органов местного самоуправления, возникающие (изменяющиеся) при муниципальном регулировании:
9. Новые обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо характеристика изменений содержания существующих обязанностей, запретов и ограничений для таких субъектов:
10. Оценка соответствующих расходов (доходов) бюджетов бюджетной системы РФ, возникающих при муниципальном регулировании:
10.1. Федеральный бюджет:
10.2. Региональный бюджет:
10.3. Муниципальный бюджет:
10.4. Внебюджетные фонды:
11. Оценка расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в случае, когда реализация проекта нормативного правового акта будет способствовать возникновению расходов:
12. Ожидаемые результаты и риски решения проблемы предложенным способом регулирования, риски негативных последствий:
13. Описание методов контроля эффективности выбранного способа достижения цели регулирования:
14. Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия:
Мероприятия, необходимые для достижения целей регулирования
Сроки
Ожидаемый результат
Объем финансирования
Источник финансирования
15. Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта либо необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения:
15.1. Необходимость установления переходного периода и (или) отсрочка введения предполагаемого регулирования: НЕТ/ДА (с указанием в днях срока с момента принятия проекта НПА)
15.2. Необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения: НЕТ/ДА (с указанием в днях срока с момента принятия проекта акта)
16. Сведения о проведении публичных консультаций:
16.1. Полный электронный адрес размещения уведомления о проведении публичных консультаций, проекта нормативного правового акта, пояснительной записки к нему:
______________________________________________________________________
16.2. Срок проведения публичных консультаций:
начало: "__" ___________ 201_ г.;
окончание: "__" ___________ 201_ г.
16.3. Иные сведения о проведении публичных консультаций: ______________________
________________________________________________________________________
Разработчик проекта нормативного правового акта:
____________ _______________________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов
ФОРМА УВЕДОМЛЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ПРОЕКТУ
МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1. Вид, наименование и планируемый срок вступления в силу проекта нормативного правового акта, информация о месте размещения проекта нормативного правового акта, пояснительной записки к нему (полный электронный адрес размещения на официальном сайте):
2. Сведения о Разработчике проекта нормативного правового акта, в том числе фактический адрес его местонахождения, номера телефонов, адреса электронной почты
3. Степень регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта
4. Срок проведения публичных консультаций:
Количество дней: _____________
начало: "__" ___________ 201_ г.;
окончание: "__" ___________ 201_ г.
5. Способ направления участниками публичных консультаций мнений и предложений:
1) в электронном виде с указанием электронного адреса:
2) в письменном виде с указание полного адреса разработчика и временем приема предложений и мнений:
3) иное
Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов
ФОРМА СВОДКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ПО ПРОЕКТУ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
____________________________________________________________
(наименование проекта нормативного правового акта)
N
Наименование организации
Содержание полученного предложения
Сведения разработчика акта об учете / причинах отклонения предложений (замечаний) при подготовке проекта акта
1
Южное территориальное отделение Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей
2
Торгово-промышленная палата города Каменска-Уральского
3
Муниципальный фонд "Фонд поддержки малого предпринимательства города Каменска-Уральского"
4
Некоммерческое партнерство "Союз малого и среднего бизнеса города Каменска-Уральского"
5
Региональная общественная организация Свердловской области "Предприниматель"
6
Свердловское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России"
7
Свердловское региональное отделение Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия"
...
Иные организации (субъекты отношений)
Общее число участников публичных консультаций: ______, в т.ч.:
Общее число учтенных предложений: ______;
Общее число учтенных частично предложений: ______;
Общее число отклоненных предложений: ______.
Разработчик проекта нормативного правового акта:
____________ _______________________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
------------------------------------------------------------------