По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 10.07.2015 N 1817 "Об утверждении стратегического проекта "Экологическое просвещение и образование населения"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. № 1817

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ"

В целях реализации Стратегического плана развития Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 "О стратегическом плане развития Екатеринбурга" (в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 67/30), на основании Решения Программного совета по стратегическому развитию города Екатеринбурга от 27.06.2012 № 52/2 постановляю:
1. Утвердить стратегический проект "Экологическое просвещение и образование населения" (приложение).
2. Комитету по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга предусмотреть финансирование реализации мероприятий стратегического проекта "Экологическое просвещение и образование населения" при формировании муниципальных, ведомственных целевых программ.
3. Информационно-аналитическому департаменту Администрации города Екатеринбурга опубликовать настоящее Постановление в газете "Вечерний Екатеринбург" и разместить его на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://екатеринбург.рф) в установленный срок.

Глава Администрации
города Екатеринбурга
А.Э.ЯКОБ





Приложение
к Постановлению Администрации
города Екатеринбурга
от 10 июля 2015 г. № 1817

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ"

1. ПАСПОРТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.1. Основания для разработки и внесения изменений:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Закон Свердловской области от 20.03.2006 № 12-ОЗ "Об охране окружающей среды на территории Свердловской области";
Решение Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1 "О принятии Устава муниципального образования "город Екатеринбург";
Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 67/30 "О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 "О стратегическом плане Екатеринбурга".

1.2. Инициатор постановки проблемы:
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга.

1.3. Координаторы проекта:
заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Липович Е.Е.;
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга.

1.4. Ответственный за контроль реализации и реализацию проекта:
Свалов Е.А. - председатель Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга.

1.5. Разработчики проекта:
Высокинская Р.В. - заведующий кафедрой "Экология и природопользование" Уральского филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)";
Ефанова С.А. - председатель Региональной общественной организации Свердловской области "Чистый двор - Чистый город";
Калинкин Н.М. - председатель Свердловского областного отделения Всероссийского общества охраны природы;
Сикорская Г.П. - директор Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук;
Силина В.М. - директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - "Городской детский экологический центр";
Сенцова Н.И. - главный специалист Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга;
Умникова Е.Л. - начальник Управления образования Администрации города Екатеринбурга;
Федосеева Г.П. - директор Ботанического сада Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина".

1.6. Общие затраты и источники финансирования проекта

ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Таблица 1

Затраты на проект
Сумма, млн. руб.
Финансирование разработки проекта
-
Финансирование реализации проекта
30,34
Итого
30,34

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

Таблица 2

Источник финансирования
Сумма, млн. руб.
1
2
1. Бюджетные средства, в том числе
18,75
федеральный бюджет
0,00
региональный бюджет
0,00
муниципальный бюджет
18,75
2. Внебюджетные средства
11,59
Итого
30,34

1.7. Анализ сферы реализации проекта и характеристика проблемы

Муниципальное образование "город Екатеринбург" (далее - Екатеринбург) относится к группе динамично развивающихся регионов России. Реализация производственных, градостроительных, транспортно-логистических, культурно-оздоровительных, спортивных, инфраструктурных, научных, образовательных и иных проектов способствует формированию имиджа и перспектив развития мегаполиса. При этом нерациональное природопользование, незнание последствий негативного влияния человека на окружающую среду и отстранение членов общества от ее защиты создают экологические проблемы, которые существенно снижают качество жизни в Екатеринбурге и его привлекательность для развития бизнеса, въездного туризма и др. Предприятия и организации, применяя остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий, не проводят своевременную модернизацию вредных производств. Нарушая природоохранное законодательство, производственные объекты загрязняют окружающую среду. Площадь зеленых насаждений в Екатеринбурге постепенно снижается за счет нового строительства. Активное использование пластиковой тары, энергосберегающих ртутьсодержащих ламп увеличивает экологические риски. Не решена проблема сортировки бытовых отходов, переработки вторсырья. С увеличением количества автотранспорта ухудшается состояние атмосферного воздуха. Парковки автотранспорта на газонах, мытье автомобилей в водоемах, нанесение вреда зеленым насаждениям и т.д. свидетельствуют о низкой экологической культуре населения. Решить экологические проблемы лишь административными мерами и техническими способами практически невозможно. Главную роль в этом процессе могут и должны сыграть сами жители, так как негативное влияние экологических факторов окружающей среды имеет значение для каждого члена городского сообщества и не может быть проигнорировано ни одним из них.
Задачей экологического образования и просвещения населения Екатеринбурга является формирование стиля мышления рачительного хозяина, который способен предупредить своими действиями возможный экологический ущерб.
В современных условиях экологическое воспитание и просвещение должны быть непрерывными на протяжении всей жизни. За время реализации проекта "Экологическое просвещение и образование населения" в Екатеринбурге создана и совершенствуется муниципальная система непрерывного экологического образования (на этапах дошкольного, начального школьного, общего среднего (полного), профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского (профессионального) образования)) и экологического просвещения всех слоев населения.
С 2004 года в образовательные программы муниципальных образовательных учреждений включен экологический компонент.
Экологическое воспитание начинается с самых ранних лет в дошкольных образовательных учреждениях. На этом этапе закладывается позитивное отношение к природе. Примером активизации работы дошкольных учреждений в сфере экологического воспитания является включение с 2005 года в проект "Экологическое просвещение детей и взрослых городской окраины" сразу семи муниципальных дошкольных образовательных учреждений: № 177, 193, 271, 307, 397, 409, 524.
В школах преподается специальный предмет "Окружающий мир", в рамках которого формируется уважительное отношение к природе, изучаются основы экологической грамотности. Во многих образовательных учреждениях в рамках внеклассной воспитательной работы созданы факультативные курсы, кружки, проводятся интеллектуальные состязания и реализуются эколого-образовательные проекты. Школы и дошкольные учреждения Екатеринбурга являются постоянными участниками международных выставок "Чистая вода России", "Экология. Управление отходами" и др. В 2013 году в работе выставок "Чистая вода России" и "Экология. Управление отходами" приняли участие свыше 6000 воспитанников и учащихся из 67 образовательных учреждений. В рамках работы выставок были проведены конкурсы на лучший научно-исследовательский проект, рисунок, плакат, стихи, поделку из твердых бытовых отходов (бумага, пластик).
Большой опыт организации процесса экологического образования накоплен в вузах Екатеринбурга: реализуются программы непрерывной экологической подготовки студентов всех специальностей, функционируют профильные кафедры, магистратура, аспирантура, диссертационные советы экологической и природоохранной направленности, разработаны учебные и методические пособия, компьютерные программы по экологии. Подготовку к профессиональной деятельности в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, инженерной защиты окружающей среды ведут в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Уральский государственный лесотехнический университет", Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Уральский государственный горный университет". Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный педагогический университет" ведет подготовку учителей экологии для системы образования. Уральское отделение Российской академии образования ежегодно проводит семинары для педагогов образовательных учреждений по вопросам экологического образования детей и взрослых.
В некоторых средних профессиональных учебных заведениях города, таких как Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Екатеринбургский колледж транспортного строительства", Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж", Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова", Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Свердловский областной медицинский колледж", Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Свердловский областной педагогический колледж", внедрены программы учебных экологических курсов и ведется подготовка специалистов со средним профессиональным экологическим образованием.
Накоплен положительный опыт дополнительного профессионального экологического образования во многих вузах города: переподготовка кадров, повышение квалификации, аттестация руководящих кадров производства и управления по вопросам охраны окружающей среды, обучающие семинары. Проводится большая работа по профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами производства и потребления 1 - 4 класса опасности. Администрацией города Екатеринбурга организуются и проводятся семинары "Экология города" для руководителей и специалистов-экологов предприятий и организаций с привлечением специалистов Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, юридических служб в целях обоснования необходимости модернизации вредных производств и выделения финансирования на природоохранные мероприятия.
В 2004 году в муниципальном образовании "город Екатеринбург" созданы базовые центры, концентрирующие и адаптирующие идеи в области дополнительного экологического просвещения и образования, и их филиалы.
Центр экологического просвещения, образования и научного сопровождения программ, созданный на базе Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования, отвечает за методологию, содержание образовательных программ, реализует пилотные проекты, распространяет опыт по экологическому просвещению и образованию, проводит конференции, семинары, издает соответствующую литературу, взаимодействует со средствами массовой информации.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - "Городской детский экологический центр", созданный Управлением образования Администрации города Екатеринбурга при поддержке Комитета по экологи и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, участвует в разработке программ экологической тематики дополнительного образования, проводит массовые экологические детские мероприятия, в том числе конкурсы, десанты, олимпиады, организует семинары для учителей, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования детей.
Центр экологического просвещения студентов и взрослого населения, созданный на базе общественной организации "Центр экологического обучения и информации" (ЦЭОИ) - регионального представителя Международной программы РОЛЛ, распространяет опыт экологического просвещения и образования в Екатеринбурге, Уральском регионе, России, зарубежных странах, привлекает средства международных грантов для проведения семинаров по экологическому просвещению и обучению специалистов разного уровня и ведомственной подчиненности, принимает участие в разработке и реализации пилотных и малых проектов, адаптирует зарубежный опыт к местным условиям.
Городской экологический информационный центр, созданный на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры "Библиотечный центр Екатеринбург", осуществляет систематизацию изданий (фундаментальных, периодических) в области экологии и предоставляет их населению, информирует население о состоянии окружающей среды Екатеринбурга и Уральского региона, обеспечивает открытый доступ к экологической информации, проводит конференции, встречи, открытые обсуждения экологических проблем Екатеринбурга.
Центр дополнительного экологического профессионального образования, созданный на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации", осуществляет подготовку руководителей организаций в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; проводит профессиональную переподготовку и повышение квалификации в данной области специалистов предприятий и организаций.
Научно-практический учебный центр "Парковая школа", созданный на базе Ботанического сада Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", проводит практические занятия по сохранению и развитию уральской флоры.
Филиалы базовых центров являются организаторами и исполнителями проектов по экологическому просвещению и образованию. Филиалами базовых центров являются школы, ботанические сады, районные центры дополнительного экологического образования, общественные организации, волонтерские группы и др. К концу 2013 году создано 53 филиала.
Большую работу в системе дополнительного экологического образования населения, в том числе взрослого, проводит базовый центр - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - "Городской детский экологический центр", учащиеся и педагоги которого реализуют эколого-образовательные проекты "Экологическая паутинка", "Зеленый трамвай", "Зеленое кольцо мегаполиса", "Марш парков" и др. Ежегодно организуются и проводятся не менее девяти общегородских мероприятий экологической тематики, активными участниками которых являются более 1800 человек из 60 учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. Учащиеся школ Екатеринбурга приняли участие в Британском конкурсе экологических эссе с защитой работ в Великобритании, были удостоены премии Президента Российской Федерации за исследовательский проект по орнитологии, а также приняли участие в видеоконференции по вопросам энергосбережения, проводимой по инициативе Британского консульства. Опыт деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - "Городской детский экологический центр" был признан лучшим на конференциях в городах Ханты-Мансийске (2010 год), Санкт-Петербурге (2009 год), Москве (2008 год).
В 2014 году в городе Екатеринбурге проведен Первый открытый Всероссийский экологический конкурс юных исследователей окружающей среды городов России "Экологический поиск". Конкурс проводился Управлением образования Администрации города Екатеринбурга, Комитетом по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Городской детский экологический центр", при участии и поддержке Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Городской Дворец творчества детей и молодежи "Одаренность и технологии", Общероссийского общественного движения творческих педагогов "Исследователь" (город Москва), Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук, Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", отделения экологического образования Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области "Дворец молодежи". В конкурсе приняли участие образовательные учреждения из более чем 70 регионов России, представители 16 субъектов Российской Федерации: Республики Башкортостан, Республики Коми, Республики Алтай, Республики Марий Эл, Республики Чувашия, Ханты-Мансийского автономного округа, Еврейского автономного округа, Пермского края, Приморского края, Амурской, Омской, Кировской, Кемеровской, Нижегородской, Ростовской, Саратовской областей. Для участия в отборочном туре поступило 192 исследовательские работы, 88 работ были представлены на очном этапе конкурса. Планируется проведение такого конкурса каждые два года.
Огромную работу по экологическому образованию и просвещению среди дошкольников и учащихся школ Екатеринбурга проводят сотрудники станции юннатов Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области "Дворец молодежи" (более 20 мероприятий ежегодно).
Комитетом по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга совместно с Муниципальным бюджетным учреждением "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга" проводится работа с предприятиями, расположенными на территории Екатеринбурга, по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды. Практически каждый месяц на основании актов обследования экологического состояния территорий предприятий и организаций составляется более 30 протоколов об административных правонарушениях. Силами Общества с ограниченной ответственностью "Центр безопасности промышленных отходов" проводятся для населения просветительские акции "Сдай ртутную лампу", "Чистый город", "Майская радуга", в рамках которых горожане получают информацию о порядке сдачи отработанных ртутьсодержащих ламп, медицинских бытовых термометров.
Существенную роль в экологическом просвещении населения играют средства массовой информации (газеты "Вечерний Екатеринбург", "На природу", "Лесной вестник", "Вестник Уральского экологического союза"), в которых опубликованы статьи экологической тематики "На что обиделся родник", "Всегда на посту. Экологическом", "А ты... внес свою лепту в десант чистоты?", "Екатеринбург под грифом "ЭКО" и др. Представителям средств массовой информации периодически предоставляются сведения по вопросам, связанным с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
С целью формирования у горожан всех возрастов экологической культуры проводятся следующие значимые мероприятия по экологическому просвещению населения:
конкурсы школьных и студенческих экологических проектов "Екатеринбург - город будущего" (за пять лет с 2001 года по 2005 год более 1000 участников представили 234 проекта);
конкурсы школьной и студенческой социальной рекламы "Мой город - моя забота" (работы победителей использованы для оформления трамвайных вагонов на маршруте № 13 и скамеечных рекламных носителей);
просветительские акции силами школьников и студентов "Зеленый трамвай" и "Зеленый троллейбус" для пассажиров трамвая на маршруте № 13 и троллейбуса на маршруте № 7 (не менее шести акций в год): пассажирам раздаются листовки о необходимости соблюдения чистоты на территории Екатеринбурга, в том числе при выгуле собак;
мероприятия в рамках реализации проектов "Экологический стиль жизни", "Экологическое просвещение детей и взрослых городской окраины" (более 1000 участников ежегодно);
массовые экологические фестивали "Сохраним планету Земля и наш город", "Зеленое кольцо мегаполиса", "За чистый и здоровый город" (не менее 1500 участников ежегодно). В 2011 году на Всероссийском конкурсе социальных проектов некоммерческих организаций "Со-Действие" проект городского экологического фестиваля "За чистый и здоровый город", подготовленный Региональной общественной организацией "Чистый двор - Чистый город" и Комитетом по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, занял первое место;
акции по уборке парков, прибрежных зон города, ведомственных территорий (более 30 акций ежегодно);
конкурс проектов "ЭкоГород" среди предприятий и организаций;
размещение экологической рекламы в салонах трамваев, метро, на рекламных щитах и скамейках;
создание детского сенсорного сада, в том числе для детей с ограниченными возможностями, на территории парка усадьбы Харитонова-Расторгуева;
два семинара "Город внутри меня" для работников Администрации города Екатеринбурга;
пять телепередач "Экологический десант".
Научно-педагогическое сообщество города Екатеринбурга представило опыт по созданию екатеринбургской муниципальной системы экологического образования и просвещения на конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Чите, Нижнем Новгороде и за рубежом (Республика Польша, Чешская республика, Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии и др.). Представленные проекты награждены дипломами.
Призовые места школьников и студентов на международных, всероссийских олимпиадах и конкурсах в области экологии, престижные национальные премии в области просвещения и образования свидетельствуют об эффективности внедрения системы экологического образования и просвещения.
Школьники и студенты постоянно принимают участие в молодежном форуме "Зеленая Евразия". Учащиеся Муниципального автономного образовательного учреждения средней образовательной школы № 92 Октябрьского района в 2011 году награждены поездкой в город Астану (Республика Казахстан).
Учащиеся школ и вузов Екатеринбурга стали призерами и лауреатами Всероссийского конкурса исследовательских проектов среди школьников "Природа, человек, общество" (Москва), "Водный форум" (Республика Болгария).
Учащиеся Муниципального автономного образовательного учреждения лицея № 3 стали победителями российского этапа Международного юношеского водного конкурса и представили свой проект на конкурсе в Королевстве Швеция.
Учащиеся Муниципального автономного образовательного учреждения гимназии № 2 приняли участие в конкурсе детских дневников экологических наблюдений, проводимом компанией Panasonic.
Учащиеся Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области "Свердловский областной медицинский колледж", Муниципального автономного образовательного учреждения лицея № 3 и других учебных учреждений участвуют во Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, где занимают призовые места.
Студенты Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный экономический университет" в 2009 - 2010 годах приняли участие в Глобальном студенческом семинаре на тему "Природная среда и устойчивое развитие".
В процесс экологического просвещения населения активнее включаются общественные организации и волонтерские группы, количество которых с каждым годом растет.
Несмотря на определенную пассивность населения в решении экологических проблем, результатом реализации проекта с 2004 года является активизация общественности (организации, инициативные группы) в вопросах проведения экологических акций. В настоящее время в городе создано десять общественных организаций экологической направленности: Областной Совет Всероссийского общества охраны природы, Уральский экологический союз (УЭС), Центр экологического обучения и информации (ЦЭОИ), Свердловское региональное отделение Общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической политики и культуры" при Общественной палате Российской Федерации, Региональная общественная организация "Чистый двор - Чистый город", "Центр самореализации человека будущего" и др. С их участием проводятся экологические акции по посадке саженцев в лесопарках, по раздельному сбору отходов, экофестивали, издаются газеты и распространяются листовки по вопросам поддержания чистоты на территории Екатеринбурга, проводятся внеклассные беседы со школьниками о правилах нравственного поведения в мире природы. Силами инициативных групп оборудованы детские площадки, высажены цветы, проведены детские праздники в парках по улице Ясной и имени Павлика Морозова. Региональная общественная организация "Чистый двор - Чистый город", Союз творческой молодежи "Созвездие" совместно с Комитетом по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга в 2010 - 2011 годах провели городской экологический фестиваль "За чистый и здоровый город", посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды. К 2020 году прогнозируется создание еще не менее десяти общественных организаций и волонтерских групп.
Достоинства разработанной муниципальной системы по экологическому просвещению и образованию подтверждены Национальной экологической премией в номинации "Экологическое образование и просвещение", полученной Комитетом по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга в рамках реализации глобального просветительского проекта "Экомир".
Однако не все задачи первого этапа реализации проекта были выполнены качественно. В частности, информационная составляющая задачи по экологическому просвещению населения нуждается в более пристальном внимании. Самым действенным и эффективным механизмом просвещения населения является размещение рекламы на всех видах рекламных носителей на территории Екатеринбурга, в телеэфирах и телепрограммах, посвященных проблемам экологии Екатеринбурга. Эти мероприятия требуют значительных объемов финансирования.
Целью реализации стратегического проекта является повышение уровня экологической культуры населения муниципального образования "город Екатеринбург". Это процесс длительный, зависящий от многих факторов, в том числе и от политической воли, выраженной в принятии соответствующих законов и финансовом обеспечении их реализации. Приходится отмечать недостаточно высокий уровень экологической культуры, который проявляется как у рядовых горожан, так и у должностных лиц, принимающих решения, отрицательно влияющие на состояние окружающей среды.
В связи с этим стратегический проект продолжает оставаться актуальным.

2. СУЩНОСТЬ И ОКРУЖЕНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Проблема

Формулировка проблемы, последствия ее решения и нерешения представлены в таблице 3.

Таблица 3

Формулировка проблемы
Недостаточно высокий уровень экологической культуры населения, безответственное природопользование, отстраненность от решения экологических проблем
Целевые группы
Предприятия, организации. Все категории населения: дети, молодежь, работающее население, пенсионеры
Последствия нерешения проблемы
Снижение уровня экологической безопасности Екатеринбурга, ухудшение экологической обстановки, повышение экологических рисков, ухудшение здоровья населения и снижение качества жизни горожан
Последствия решения проблемы
Повышение экологической культуры населения, рациональное и бережное природопользование, улучшение экологической обстановки и повышение качества жизни горожан

2.2. Цель проекта

Формирование экологического мировоззрения и повышения уровня экологической культуры жителей Екатеринбурга как условий для снижения экологических рисков.

2.3. Задачи проекта

Таблица 4

Задача
Результат
Показатель
Значение показателя
Временной интервал выполнения задачи, год
Коэффициент значимости задачи
Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих выполнение задачи
1
2
3
4
5
6
7
1. Совершенствование системы непрерывного экологического образования
Повышение уровня экологической культуры личности
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих экологические образовательные программы "Экология города", процентов, на конец периода
55,0
2011 - 2020
0,65
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральные государственные образовательные стандарты,
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих экологические образовательные программы "Экология города", процентов, на конец периода
45,0
2011 - 2020
Доля учреждений профессионального образования, реализующих экологические воспитательные программы, процентов, на конец периода
94,0
2011 - 2020
Повышение ответственности руководителей предприятий при принятии решений, руководителей предприятий при принятии решений, отрицательно влияющих на состояние окружающей среды
Доля предприятий-природопользователей, ответственные должностные лица которых прошли курсы повышения квалификации
в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, процентов, на конец периода
52,0
2011 - 2020
2. Развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди всех групп населения
Удовлетворение информационных потребностей городского сообщества в области экологии через средства массовой информации, рост экологической активности населения
Количество выходов теле- и радиосюжетов экологической тематики, единиц в год
31,0
2011 - 2020
0,15
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Количество экологических акций, фестивалей, единиц в год
33,0
2011 - 2020
Количество участников экологических акций, фестивалей, человек в год
35310,0
3. Повышение экологической культуры производства
Улучшение экологической обстановки в городе, снижение факторов экологического риска
Количество вторичного сырья, направленного предприятиям-переработчикам для использования и переработки, тысяч тонн в год
72,0
2011 - 2020
0,2
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Доля прошедших очистку загрязненных сточных вод от общего объема сброса сточных вод водопользователями, процентов
98,3
2011 - 2020
Доля ежегодно уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в общем объеме выбросов, процентов
38,0
2011 - 2020

2.4. Целевые группы

Таблица 5

Наименование целевой группы
Численность (ориентировочно), тысяч человек
Доля целевой группы в численности населения, процентов
Общая характеристика и функции целевой группы
Выгода, получаемая от реализации проекта
Проблемы и комментарии
1
2
3
4
5
6
1. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ ОРИЕНТИРОВАН ПРОЕКТ
1.1. Жители города
1445,7
100
Бережное отношение к природе
Повышение экологической безопасности, улучшение экологической обстановки в Екатеринбурге
Низкая активность, слабая гражданская позиция в решении экологических проблем, несформированность у определенной части населения городского патриотизма
1.2. Гости города
-
-
Бережное отношение к природе
Улучшение экологической обстановки в Екатеринбурге
Безразличное отношение к экологическим проблемам Екатеринбурга
1.3. Предприятия, организации
-
-
Соблюдение природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности
Снижение количества штрафов за нарушение природоохранного законодательства
Недопонимание последствий загрязнения окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности
2. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ВОВЛЕЧЕННЫЕ В РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
2.1. Образовательные учреждения
-
-
Формирование стиля мышления человека, предвидящего экологические риски и предупреждающего своими действиями возможный экологический ущерб. Выполнение государственных образовательных стандартов
Востребованность научного потенциала. Повышение статуса учебных заведений, внедрение направлений профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды
Текучесть и нехватка профессиональных кадров в сфере экологического образования; недостаточно развитая учебно-методическая база для реализации государственных образовательных стандартов
2.2. Предприятия, организации
-
-
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Выполнение мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды
Предотвращение экономических потерь, имеющих место вследствие нерационального использования природных ресурсов
Недопонимание последствий загрязнения окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности
2.3. Жители города
1445,7
100
Бережное отношение к природе
Повышение экологической безопасности, улучшение экологической обстановки
Низкая активность, слабая гражданская позиция в решении экологических проблем, несформированность у определенной части населения городского патриотизма
2.4. Гости города
-
-
Бережное отношение к природе
Улучшение экологической обстановки в городе
Безразличное отношение к экологическим проблемам
2.5. Правительство Свердловской области
-
-
Организация взаимодействия с Администрацией города Екатеринбурга в области экологического образования и просвещения населения. Разработка нормативно-правовой базы
Улучшение экологической обстановки
Слабая нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды на федеральном уровне
2.6. Администрация города Екатеринбурга
-
-
Принятие решений, направленных на улучшение экологической обстановки в Екатеринбурге. Выделение финансирования на проведение мероприятий, направленных на формирование экологической культуры горожан
Улучшение экологической обстановки. Продвижение имиджа Екатеринбурга и повышение его статуса как города высокой экологической культуры. Сокращение затрат на поддержание санитарного состояния Екатеринбурга. Повышение удовлетворенности населения условиями жизни
Недостаточное финансирование экологического просвещения населения (реклама, телепрограммы)
2.7. Федеральные и региональные контролирующие природоохранные органы: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, Уральское Управление Ростехнадзора по Свердловской области, Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу
-
-
Обеспечение контроля за соблюдением населением и предприятиями-природопользователями природоохранного законодательства
Превращение Екатеринбурга в комфортный для проживания и эстетически привлекательный город
Невозможность проведения контрольных мероприятий на всех предприятиях и организациях города
2.8. Средства массовой информации
-
-
Информирование населения о состоянии окружающей среды, размещение в средствах массовой информации рекламы, направленной на формирование экологической культуры горожан
Улучшение экологической обстановки
Недостаточная активность в освещении экологических проблем, низкий уровень участия населения в их решении
2.9. Общественные организации и волонтерские группы
-
-
Участие в экологическом просвещении населения, в экологических акциях и фестивалях
Участие в формировании гражданского общества, повышение экологического сознания населения
Отсутствие условий (финансовых, организационных) для осуществления деятельности. Незначительное количество общественных экологических организаций в городе

3. ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ,
ПАРТНЕРЫ (ПОДРЯДЧИКИ) И ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

3.1. Возможные способы достижения цели проекта

Таблица 6

Способ
Сильные стороны
Слабые стороны
Индивидуальный подход, предполагающий учет особенностей каждой целевой группы населения в процессе экологического образования и просвещения
Концентрация финансовых и организационных ресурсов на работе с определенными целевыми группами населения
Невозможность координации непрерывного экологического образования
Совершенствование трехуровневой системы центров экологического образования и просвещения
Активизация и координация деятельности по непрерывному экологическому образованию и просвещению
Невозможность финансовой поддержки сети центров и их филиалов

3.2. Технология проекта

Наиболее предпочтительным способом достижения цели является совершенствование системы базовых центров и их филиалов, обеспечивающих непрерывный процесс экологического просвещения и образования населения.
В целях обеспечения решения задачи совершенствования системы непрерывного экологического образования в стратегическом проекте предусмотрены мероприятия, охватывающие все возрастные группы населения. С 2012 года начата разработка комплекса программ "Экология города Екатеринбурга" по формированию экологической культуры у детей дошкольного и школьного возраста по направлениям "Управление отходами", "Чистая вода", "Чистый воздух", "Зеленый город", "Животный мир". К 2014 году разработана программа для дошкольников и начальной школы.
Для школьников и студентов предусмотрено проведение не менее 20 акций ежегодно, способствующих эффективному экологическому воспитанию: "Экологический стиль жизни", "Марш парков", "Родники", "Экологическая паутинка", "Цветущий город", "Зеленый трамвай", "Школа юного эколога", "Сенсорные уроки под открытым небом", "Улучшение комфортности городской среды", "Животные - наши верные друзья", "Экологическое просвещение детей и взрослых городской окраины", "День Земли", "День Воды", "Кормушка", "Поделки из отходов", "Сохраним редкие растения Урала"; передвижные фотовыставки редких и исчезающих растений: "Первоцветы", "Ромашковое лето", "Осенний вальс", "Зимняя сказка", создание зеленых модулей на территориях образовательных учреждений, конкурсы рекламной продукции на тему: "Родному городу - моя забота" и др. При организации и проведении акций предусмотрено сотрудничество с Министерством природных ресурсов Свердловской области, вузами, предприятиями Екатеринбурга и др.
Для повышения квалификации учителей и преподавателей учреждений дошкольного, начального, общего, дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования, руководителей производств, специалистов-экологов предусмотрены обучающие семинары, курсы повышения квалификации и конкурсы проектов экологической тематики.
Для обеспечения решения задачи проекта "Совершенствование системы непрерывного экологического образования" планируется увеличить сеть филиалов базовых центров по экологическому образованию и просвещению, создаваемых на базе школ, библиотек, детских домов творчества, общественных организаций и волонтерских групп, до 100 единиц.
По примеру европейских стран, таких как Франция, Великобритания, с целью активизации привлечения населения к решению экологических проблем предлагается создать на базе единого выставочного комплекса информационно-аналитический центр экологического благополучия, который будет состоять из трех модулей: "Образование", "Просвещение" и "Культура производства". Населению всех возрастов будет предоставлена круглогодичная возможность знакомиться с разработками экологической тематики в области образования, просвещения и производства. Планируется проведение семинаров, мастер-классов, чтение лекций с участием видных ученых и специалистов-практиков в области экологии, проведение конкурсов по созданию экологически благоприятной среды силами горожан. Здесь будет функционировать постоянно действующая выставка экологически чистой продукции, в том числе произведенной в Екатеринбурге, представлены достижения в области повышения качества жизни населения. Для граждан будут организованы юридические консультации по вопросам экологических рисков и экологического законодательства. В связи с этим существует потребность в площадке для организации просветительского центра.
С целью обмена опытом в деле экологического просвещения планируется дальнейшее проведение конкурса юных исследователей окружающей среды "Экологический поиск" с привлечением участников из стран ближнего и дальнего зарубежья. В Международный центр граждан мира в Париже направлено приглашение принять участие в конкурсе.
Для формирования гражданской ответственности у горожан и гостей Екатеринбурга планируется ежегодно разрабатывать и размещать на территории города листовки и рекламу экологической тематики: "Энергосбережение", "Сбережем городские леса и парки", "Всем нужна чистая вода", "Шумозащита", "Выгул домашних животных", "Поведение автомобилистов", "Раздельный сбор бытовых отходов", "Управляй отходами" и т.д. При наличии финансовой возможности планируется создание телепрограмм и размещение рекламы экологической тематики на телеэкранах.
В целях экологического просвещения всех возрастных групп населения проектом предусмотрено проведение фестивалей "Сохраним планету Земля и наш город", "Чистый и здоровый город", а также информирование горожан через средства массовой информации и официальный сайт Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://екатеринбург.рф) о требованиях экологической безопасности и об ответственности за их соблюдение.
С целью привлечения населения к ответственности за несоблюдение природоохранного законодательства проектом предусмотрено взаимодействие с государственными органами контроля и надзора.
Общественные организации, инициативные и волонтерские группы будут традиционно привлекаться к работе с населением всех возрастов, к проведению экологических акций, фестивалей, праздников.
Для обеспечения выполнения задачи по повышению экологической культуры производства проектом предусмотрена организация совместной деятельности с Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользованию по Уральскому федеральному округу, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и Муниципальным бюджетным учреждением "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга" по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства.

Взаимосвязь со смежными стратегическими проектами

Стратегический проект "Экологическое просвещение и образование населения" связан с реализацией смежных стратегических проектов:
"Чистый воздух" - в части информирования автомобилистов и руководителей автотранспортных предприятий о необходимости снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, стационарных и неорганизованных источников;
"Управление отходами" - в части воспитания у населения привычки к раздельному сбору отходов;
"Вода для жизни" - в части информирования населения о правилах использования водных объектов общего пользования, недопущении организации свалок в зонах рекреационного водопользования, а также хозяйствующих субъектов - о необходимости соблюдения требований безопасности на объектах жизнедеятельности населения;
"Зеленый город" - в части проведения просветительской работы с населением по сохранению зеленого фонда Екатеринбурга;
"Городская школа - стандарт "Пять звезд" - в части включения в воспитательные программы учреждений дошкольного начального и общего среднего образования модуля "Экология города Екатеринбурга", в городские и региональные программы системы гражданско-патриотического воспитания - модуля "Мой город - моя забота";
"Семья" - в части формирования в семье экологической культуры;
"Я - гражданин Екатеринбурга (городской патриотизм)" - в части формирования у жителей Екатеринбурга любви к малой родине, бережного отношения к природе, воспитания чувства гордости и патриотизма;
"Дом для автомобиля" - в части информирования автовладельцев о недопустимости парковки автотранспорта на газонах;
"Защита от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны" - в части экологического просвещения населения.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
НА ИМИДЖ ЕКАТЕРИНБУРГА

Таблица 7

Параметр
Характеристика
Состояние проблемы
Нерациональное природопользование, незнание последствий влияния человека на окружающую среду и отстранение членов общества от проблем ее защиты. Вопрос ошибочной этической концепции отношений между человеком и природой обсужден на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1972 году (г. Рио-де-Жанейро, Республика Бразилия)
Уникальность проекта
Впервые создана трехуровневая система экологического образования и просвещения, направленная на формирование у горожан, в том числе у руководителей, экологического мировоззрения, позволяющего предвидеть экологические риски и предупреждать действенными методами возможный экологический ущерб
Повышение инвестиционной привлекательности города
Повышение экологической культуры населения позволяет улучшить экологическую обстановку в городе, сохранить и увеличить рекреационные зоны города, что будет способствовать укреплению имиджа Екатеринбурга как города высокой экологической культуры
Продвижение бренда Екатеринбурга в России и за рубежом
Превращение Екатеринбурга в город высокой экологической культуры ("Экотеринбург")
Рост социальной активности горожан
Понимание последствий загрязнения окружающей среды и развитие мотивации к участию в экологических проектах, рост количества общественных организаций, включающих в свою деятельность проекты по улучшению состояния природной среды Екатеринбурга
Укрепление позитивной репутации органов местного самоуправления
Продвижение имиджа Екатеринбурга как города высокой экологической культуры. Повышение удовлетворенности жителей города условиями жизни. Рост взаимного доверия органов местного самоуправления и населения в совместной деятельности по реализации экологических проектов, направленных на повышение качества жизни и здоровья населения

ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТА

Таблица 8

Формы и механизмы
Характеристика
1
2
Медийное сопровождение
Телевизионная программа "Экодесант", информация экологической тематики в теле- и радиопрограммах
Представление в Интернете (блоги, форумы, социальные сети, другие сетевые площадки и структуры)
Информация на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга www.екатеринбург.рф
Создание и деятельность некоммерческих организаций
Областной Совет Всероссийского общества охраны природы, Уральский экологический союз, Центр экологического обучения и информации, Свердловское региональное отделение Общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической политики и культуры" при Общественной палате Российской Федерации, Региональная общественная организация "Чистый двор - Чистый город", "Центр самореализации человека будущего" и др.
Массовые публичные мероприятия
Городской экологический фестиваль "Чистый и здоровый город", посвященный Всероссийскому Дню охраны окружающей среды, детский экологический фестиваль-шествие "Сохраним планету Земля и наш город", городской слет экологических отрядов "Зеленое кольцо мегаполиса", экологические акции в парках и на прибрежных полосах
Выпуск печатной продукции
Выпуск методической литературы по экологическому образованию (для педагогов, родителей, детей и молодежи). Выпуск просветительской литературы по экологии (для рядовых горожан, менеджеров различных сфер деятельности и др.). Рубрика "Экология" в газете "Вечерний Екатеринбург"
Международные, региональные, городские форумы-выставки
Участие в выставках "Чистая вода России", "Экология. Управление отходами", "Иннопром", "Экологические инновации - путь к успеху" и др. Организация постоянно действующей экологической выставки и консультирование населения в городском информационно-аналитическом центре экологического благополучия
Другое
Создание фильмов экологической тематики

3.3. Потенциальные партнеры и подрядчики

Таблица 9

Потенциальные партнеры и подрядчики
Способ привлечения
1
2
Органы Администрации города Екатеринбурга: Управление образования, Управление здравоохранения, Управление жилищного и коммунального хозяйства, Информационно-аналитический департамент, Комитет благоустройства, Комитет административных органов, Комитет по внешним связям
Совместная разработка и реализация программ
Образовательные учреждения
Участие в образовательных и просветительских программах и проектах, экологических акциях, конкурсах, фестивалях
Предприятия и организации
Участие в семинарах по повышению квалификации в области охраны окружающей среды
Жители города
Участие в экологических акциях, фестивалях, реклама экологической тематики, тематические выставки, средства массовой информации
Гости города
Реклама экологической тематики, просветительские акции в общественном транспорте
Средства массовой информации
Совместная разработка теле- и радиопрограмм, публикаций по вопросам экологического просвещения
Общественные организации и волонтерские группы
Привлечение к выполнению мероприятий стратегического проекта
Федеральные и региональные контролирующие природоохранные органы
Взаимодействие по вопросам привлечения населения к ответственности за несоблюдение природоохранного законодательства
Правительство Свердловской области
Взаимодействие в области реализации программ по экологическому просвещению населения

4. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Таблица 10

Задача
Наименование контрольного показателя
Единица измерения показателя
Факт 2010 года
Факт 2013 года
Плановое значение показателя по годам реализации проекта
Целевой ориентир, 2025 год
2011 - 2015 годы
2016 - 2020 годы
минимум
максимум
минимум
максимум
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Совершенствование системы непрерывного экологического образования
Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, реализующих экологические образовательные программы "Экология города", на конец периода
Процент
0,0
13,6
15,0
19,0
38,0
55,0
70,0
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих экологические образовательные программы "Экология города", на конец периода
Процент
0,0
0,0
2,5
5,0
30,0
45,0
60,0
Доля учреждений профессионального образования, реализующих экологические воспитательные программы, на конец периода
Процент
57,8
60,7
60,7
65,0
85,0
94,0
98,0
Доля предприятий-природопользователей, ответственные должностные лица которых прошли курсы повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, на конец периода
Процент
35,0
36,4
39,0
43,0
47,0
52,0
55,0
2. Развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди всех групп населения
Количество выходов теле- и радиосюжетов экологической тематики, в год
Единица
18
25
23
26
27
31
37
Количество экологических акций, фестивалей, в год
Единица
24
25
27
29
31
33
37
Количество участников экологических акций, в год
Человек
19000
21700
23540
26100
29450
35310
42550
3. Повышение экологической культуры производства
Количество вторичного сырья, направленного предприятиям-переработчикам для использования и переработки, в год
Тысяча тонн
0,0
10,5
21,0
24,0
48,0
72,0
72,0
Доля прошедших очистку загрязненных сточных вод от общего объема сброса сточных вод водопользователями
Процент
92,9
93,1
96,6
96,8
97,0
98,3
99,0
Доля ежегодно уловленных обезвреженных загрязняющих веществ в общем объеме выбросов
Процент
37,4
31,5
37,6
37,8
37,7
38,0
38,5

5. ПЛАН И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАДАЧ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

5.1. Источники финансирования

Таблица 11

Источник
Действия
1. Бюджетные средства, в том числе
-
1.1. Федеральный бюджет
Заявки на участие в федеральных программах
1.2. Областной бюджет
Заявки на участие в Областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Свердловской области"
1.3. Муниципальный бюджет
Реализация Муниципальной программы "Экология и природные ресурсы муниципального образования "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы
2. Внебюджетные средства, в том числе
Заключение соглашений с приложением перечня мероприятий экологической тематики
2.1. Собственные средства партнеров
Заключение соглашений, разработка и реализация совместных и собственных проектов
2.2. Зарубежные и российские гранты
Участие в конкурсах

5.2. План финансирования

Таблица 12

Задачи и мероприятия
Ответственный за выполнение задач и реализацию мероприятия
Источники финансирования
Затраты на реализацию задач и мероприятий по годам, млн. руб.
Итоговые затраты на реализацию мероприятий, млн. руб.
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1. Совершенствование системы непрерывного экологического образования
-
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,32
0,62
0,49
0,69
0,50
0,49
0,95
1,01
1,06
1,11
7,24
Внебюджетные средства
0,00
0,90
0,00
1,20
0,23
1,50
0,00
1,80
0,00
2,10
7,73
1.1. Разработка комплекса программ "Экология города Екатеринбурга" для детей дошкольного и школьного возраста по направлениям: "Управление отходами", "Чистая вода", "Чистый воздух", "Зеленый город", "Животный мир"
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Управление образования Администрации города Екатеринбурга, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
0,00
0,20
0,19
0,19
-
-
-
-
-
-
0,58
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.2. Реализация проектов по экологическому воспитанию школьников и студентов: "Экологический стиль жизни", "Экологическое просвещение детей и взрослых городской окраины", "Парковая школа" и других
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Управление образования Администрации города Екатеринбурга, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - "Городской детский экологический центр"
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
0,27
0,28
0,30
0,50
0,50
0,49
0,50
0,51
0,52
0,53
4,40
Внебюджетные средства
-
0,90
-
1,20
0,23
1,50
-
1,80
-
2,10
7,73
1.3. Организация выездных экологических летних школ
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Управление образования Администрации города Екатеринбурга, общественные организации, вузы
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
-
-
-
0,00
0,00
0,00
0,35
0,39
0,42
0,45
1,61
Внебюджетные средства
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.4. Проведение обучающих семинаров "Экология города" для учителей и преподавателей учреждений дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Управление образования Администрации города Екатеринбурга, Уральское отделение Российской академии образования
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
0,05
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,05
0,05
0,05
0,05
0,25
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1.5. Курсы повышения квалификации в области охраны окружающей среды для ответственных должностных лиц предприятий-природопользователей
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Министерство природных ресурсов Свердловской области, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)"
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
-
0,14
0,00
0,00
0,00
0,00
0,05
0,06
0,07
0,08
0,40
Внебюджетные средства
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.6. Проведение мероприятий экологической направленности совместно с отделением экологического образования Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области "Дворец молодежи"
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области "Дворец молодежи"
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2. Развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди горожан
-
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,78
0,41
0,39
0,19
0,71
0,68
1,48
1,53
1,83
1,93
9,93
Внебюджетные средства
0,20
0,33
0,36
0,39
0,40
0,41
0,42
0,43
0,45
0,47
3,86
2.1. Развитие библиотечного фонда библиотеки Главы Екатеринбурга и организация мероприятий с читателями по проблемам экологии Екатеринбурга
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Управление культуры Администрации города Екатеринбурга
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
0,04
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,04
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.2. Проведение экологических экспедиций, конкурсов, праздников, трудовых акций, соревнований, развитие экологического туризма
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Управление образования Администрации города Екатеринбурга, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, предприятия и организации города
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,27
0,00
0,30
0,00
0,11
0,10
0,10
0,11
0,11
0,11
1,21
Внебюджетные средства
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
2.3. Создание и развитие информационно-аналитического центра
экологического благополучия
Комитет по экологии и природопользованию Администрации
города Екатеринбурга, Управление образования Администрации города Екатеринбурга, базовые центры по экологическому просвещению и образованию
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
-
-
0,00
0,00
0,00
0,00
0,28
0,29
0,30
0,31
1,18
Внебюджетные средства
-
-
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
2.4. Организация постоянных теле- и радиопередач, рубрик в газетах и журналах по проблемам экологии Екатеринбурга, информирование населения через сайт Администрации города Екатеринбурга в сети Интернет о состоянии окружающей среды, о требованиях экологической безопасности и ответственности за их соблюдение
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Информационно-аналитический департамент Администрации города Екатеринбурга, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, средства массовой информации
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
-
-
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,25
0,30
0,55
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.5. Выпуск информационной продукции (книги, буклеты, листовки), размещение рекламы экологической тематики и др.
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Информационно-аналитический департамент Администрации города Екатеринбурга
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
0,47
0,29
0,09
0,19
0,60
0,58
0,78
0,80
0,82
0,85
5,47
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.6. Проведение городских экологических фестивалей
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Управление образования Администрации города Екатеринбурга, общественные организации, гости города
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
0,00
0,12
0,00
0,00
0,00
0,00
0,14
0,14
0,15
0,15
0,70
Внебюджетные средства
0,20
0,33
0,36
0,39
0,40
0,41
0,42
0,43
0,45
0,47
3,86
2.7. Поддержка экологических инициатив общественных организаций и привлечение к участию в конкурсах на получение грантовой поддержки
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, общественные организации
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,08
0,09
0,10
0,11
0,38
Внебюджетные средства
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
2.8. Создание филиалов базовых центров и опорных площадок по экологическому просвещению и образованию
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Министерство образования Свердловской области
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.9. Взаимодействие с государственными органами контроля и надзора по привлечению населения к ответственности за несоблюдение природоохранного законодательства
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2.10. Обмен опытом с городами мира по вопросам экологического просвещения
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Комитет по внешним связям Администрации города Екатеринбурга
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,10
0,10
0,10
0,10
0,40
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3. Повышение экологической культуры производства
-
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,15
0,05
0,16
0,06
0,09
0,10
0,21
0,23
0,25
0,28
1,58
Внебюджетные средства
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
3.1. Участие в региональных, международных экологических выставках "Экология. Управление отходами", "Чистая вода России", "ЭкваТэк", "ВейсТэк", "Уралэкология" и др.
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей, предприятия и организации города, гости города
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,08
0,05
0,16
0,06
0,09
0,10
0,10
0,11
0,12
0,13
1,00
Внебюджетные средства
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
3.2. Проведение конкурсов среди предприятий и организаций на тему "Экология города"
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, предприятия и организации города
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города
0,07
-
0,00
0,00
0,00
0,00
0,11
0,12
0,13
0,15
0,58
Внебюджетные средства
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
3.3. Обследование территорий и объектов, влияющих на качество окружающей среды, применение мер административного воздействия по итогам обследования
Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга, Муниципальное бюджетное учреждение "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга"
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Областной бюджет
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Бюджет города <*>
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3.4. Контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами требований природоохранного законодательства
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Муниципальное бюджетное учреждение "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга"
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
3.5. Организация мероприятий по предупреждению и предотвращению актов экологического экстремизма, в том числе мероприятий по предотвращению лесных пожаров, защите питьевых водозаборов и т.д.
Предприятия города, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Комитет административных органов Администрации города Екатеринбурга, Управление жилищного и коммунального хозяйства, предприятия и организации города
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города <**>
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Внебюджетные средства
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Итого
Федеральный бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Областной бюджет
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бюджет города
1,25
1,08
1,04
0,94
1,30
1,27
2,64
2,77
3,14
3,32
18,75
Внебюджетные средства
0,20
1,23
0,36
1,59
0,63
1,91
0,42
2,23
0,45
2,57
11,59
Всего
1,45
2,31
1,40
2,53
1,93
3,18
3,06
5,00
3,59
5,89
30,34
Примечания "0,00" - мероприятие выполняется без использования финансовых средств в рамках текущего финансирования, либо точная сумма неизвестна.
"-" - мероприятие реализуется без участия подрядчика (подрядчиков) соответствующего уровня, финансирование не осуществляется
<*> Финансирование осуществляется в рамках стратегических проектов "Чистый воздух", "Вода для жизни", "Зеленый город", "Управление отходами".
<**> Финансирование осуществляется в рамках стратегических проектов "Развитие водоисточников, водоподготовительных и водоочистных сооружений", "Вода для жизни", "Зеленый город", "Управление отходами"

ГЛОССАРИЙ

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы.
Экологическое образование - процесс, включающий обучение, воспитание и развитие личности, направленный на формирование экологической культуры.
Экологическое просвещение - распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и бережном использовании природных ресурсов.
Экологическая образовательная программа - цикл мероприятий по формированию экологической культуры широких слоев населения.
Экологическая воспитательная программа - программа, направленная на воспитание у различных слоев населения бережного отношения к городской природной среде.
Экологическая культура производства - обеспечение сохранения и восстановления окружающей природной среды, минимизация опасных экологических последствий ускоренного экономического роста.
Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.


------------------------------------------------------------------