Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10748/2015 <Об оставлении без изменения Решения Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 12.03.2015, которым были признаны частично недействующими Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утв. Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 21.09.2011 N 402 >
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу № 33-10748/2015
Судья Кузнецова Ю.В.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Шумкова Е.С.,
Старкова М.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июля 2015 года гражданское дело по заявлениям прокурора города Каменска-Уральского о признании недействующими в части пункта 8 раздела 2 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 21 сентября 2011 года № 402, подпункта "а" пункта 2.5.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде, утвержденного постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 22 июня 2012 года № 865,
по апелляционным жалобам заинтересованных лиц Администрации города Каменска-Уральского, Городской Думы города Каменска-Уральского
на решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 12 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заинтересованного лица Б., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, представителя заявителя прокурора Гавриной Ю.В., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 21.09.2011 № 402 утвержден Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (далее - Порядок), опубликован в газете "Каменский рабочий" от 27.09.2011 № 74, действующий в настоящее время в редакции решения Городской Думы города Каменска-Уральского от 23.05.2012 № 507, опубликованного в газете "Каменский рабочий" от 29.05.2012 № 40.
Постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 22.06.2012 № 865 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению гражданам жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде (далее - Административный регламент), которое опубликовано в газете "Каменский рабочий" от 03.07.2012 № 50, действующий в настоящее время в редакции постановления Администрации города Каменска-Уральского от 11.08.2014 № 117, опубликованного в газете "Каменский рабочий" от 19.08.2014 № 65.
Прокурор города Каменска-Уральского обратился в суд с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия: пункта 8 раздела 2 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 21.09.2011 № 402 (в редакции решения Городской Думы города Каменска-Уральского от 23.05.2012 № 507) в части предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда гражданам, являющимся сотрудниками патрульно-постовой службы; подпункта "а" пункта 2.5.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде, утвержденного постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 22.06.2012 № 865 (в редакции постановлений Администрации города Каменска-Уральского от 06.12.2013 № 1776, от 05.05.2014 № 619, от 11.08.2014 № 117) в части предоставления муниципальной услуги гражданам, являющимся сотрудниками патрульно-постовой службы.
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые пункты Порядка и Административного регламента в части указания на сотрудников патрульно-постовой службы противоречит требованиям Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми не предусмотрено предоставление муниципального жилья сотрудникам патрульно-постовой службы, находящегося в муниципальном специализированном жилищном фонде.
На основании указанных заявлений были возбуждены гражданские дела, которые определением суда от 05.03.2015 были соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании представитель заявителя М. настаивала на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованных лиц Администрации города Каменска-Уральского, Городской Думы города Каменска-Уральского А. с заявленными требованиями не согласилась.
Решением Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 12 марта 2015 года заявление удовлетворено, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 8 раздела 2 Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 21.09.2011 № 402 (в редакции решения Городской Думы города Каменска-Уральского от 23.05.2012 № 507) в части слов "и сотрудникам патрульно-постовой службы"; подпункт "а" пункта 2.5.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору найма в специализированном жилищном фонде, утвержденного постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 22.06.2012 № 865 (в редакции постановлений Администрации города Каменска-Уральского от 06.12.2013 № 1776, от 05.05.2014 № 619, от 11.08.2014 № 117) в части слов "и сотрудники патрульно-постовой службы".
Заинтересованное лицо Городская Дума города Каменска-Уральского в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, действующее законодательство не содержит запрета для органов местного самоуправления при определении категории граждан, которым предоставляется жилье в муниципальном жилищном фонде, относить к данным категориям лиц, не связанных трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, в связи с прохождением службы либо в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления; поскольку сотрудники патрульно-постовой службы выполняют свои обязанности в интересах муниципального образования, их жилищные потребности могут удовлетворяться за счет предоставления им служебных помещений из муниципального жилищного фонда.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Администрация города Каменска-Уральского просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, оспариваемый подпункт Административного регламента не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Порядку, не расширяет перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Прокурором города Каменска-Уральского принесены возражения на апелляционные жалобы заинтересованных лиц с указанием о законности и обоснованности решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение регулируется статьей 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ), согласно которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (часть 3).
Указанным положениям Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ корреспондируют нормы Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ), которые регулируют предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (статья 8), а также предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции (статья 9).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность (часть 1).
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда (часть 2).
Таким образом, вышеуказанные положения федерального законодательства предусматривают возможность предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда только сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, которое сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить в случае его перевода на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования.
Данная норма обусловлена тем, что участковые уполномоченные полиции по роду своей служебной деятельности, заключающейся в охране общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования, должны проживать в непосредственной близости от обслуживаемого населения.
Городской Думой города Каменска-Уральского и Администрацией города Каменска-Уральского в оспариваемых прокурором в части пункте 8 раздела 2 Порядка и подпункте "а" пункта 2.5.2 Административного регламента был расширен перечень категорий граждан, обладающих правом на предоставление специализированных жилых помещений на территории города Каменска-Уральского, по сравнению с вышеуказанным федеральным законодательством, с указанием сотрудников патрульно-постовой службы, проходящих службу на территории муниципального образования город Каменск-Уральский, что является недопустимым.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Таким образом, установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не может быть произвольным и противоречить положениям федерального законодательства, и не свидетельствует о праве органов местного самоуправления предоставлять жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда в данном случае иным сотрудникам полиции, кроме участковых уполномоченных полиции, которым предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы федерального законодательства, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормы - пункт 8 раздела 2 Порядка и подпункт "а" пункта 2.5.2 Административного регламента в части предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде сотрудникам патрульно-постовой службы противоречат требованиям статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", статьям 8, 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрено предоставление муниципального жилья сотрудникам полиции, за исключением участкового уполномоченного полиции.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые пункты Порядка и Административного регламента содержат коррупциогенный фактор в силу статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", ставят сотрудников патрульно-постовой службы полиции в определенную зависимость от органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, что может привести к конфликту интересов согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", поскольку сотрудники органов внутренних дел обязаны соблюдать ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, установленных федеральными законами.
Доводы апелляционных жалоб заинтересованных лиц о том, что действующее законодательство не содержит запрета для органов местного самоуправления при определении категории граждан, которым предоставляется жилье в муниципальном жилищном фонде, относить к данным категориям лиц, не связанных трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, в связи с прохождением службы либо в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, но только в соответствии с федеральными законами. При этом положения федерального законодательства предусматривают возможность предоставления жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда только сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции.
Доводы апелляционных жалобе заинтересованных лиц со ссылкой на пункт 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому органом местного самоуправления устанавливаются категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не свидетельствуют о законности оспариваемых норм, поскольку полномочия органа местного самоуправления в данном случае не оспариваются, вместе с тем, указанная норма подлежит применению в совокупности с другими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и федеральных законов.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, иные доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют возражения, данные в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка.
Апелляционные жалобы заинтересованных лиц не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией указанные основания установлены не были.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 12 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы заинтересованных лиц Администрации города Каменска-Уральского, Городской Думы города Каменска-Уральского - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Е.СОБОЛЕВА
Судьи
Е.С.ШУМКОВ
М.В.СТАРКОВ
------------------------------------------------------------------