Постановление Уставного Суда Свердловской области от 18.08.2015 "По делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1 главы 1 и части 1 абзаца 2 пункта 2 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Артинского городского округа и муниципальные должности муниципальной службы Артинского городского округа", утвержденного Решением Думы Артинского городского округа от 31 июля 2008 года N 62, в связи с запросом гражданки Т.И. Подъячевой"
УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 года
ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПУНКТА 1 ГЛАВЫ 1 И ЧАСТИ 1 АБЗАЦА 2 ПУНКТА 2 ГЛАВЫ 2
ПОЛОЖЕНИЯ "О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ПЕНСИИ
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА",
УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ ДУМЫ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ОТ 31 ИЮЛЯ 2008 ГОДА № 62, В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ
ГРАЖДАНКИ Т.И. ПОДЪЯЧЕВОЙ
Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей А.О. Казанцева, Н.Г. Крисько, Р.С. Тараборина,
с участием гражданки Т.И. Подъячевой, обратившейся в Уставный Суд, и представителя Думы Артинского городского округа Л.И. Омельковой,
руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 1 главы 1 и части 1 абзаца 2 пункта 2 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Артинского городского округа и муниципальные должности муниципальной службы Артинского городского округа", утвержденного Решением Думы Артинского городского округа от 31 июля 2008 года № 62.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Т.И. Подъячевой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые в запросе положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Г. Крисько, объяснения заявительницы и представителя органа, принявшего оспариваемый акт, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области
УСТАНОВИЛ:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Подъячева Тамара Ивановна с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 1 главы 1 и абзаца 2 пункта 2 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Артинского городского округа и муниципальные должности муниципальной службы Артинского городского округа", утвержденного Решением Думы Артинского городского округа от 31 июля 2008 года № 62, в действующей редакции (далее - Положение).
Пункт 1 главы 1 оспариваемого акта устанавливает, что данное Положение регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством лицам, замещавшим муниципальные должности Артинского городского округа и муниципальные должности муниципальной службы Артинского городского округа на момент вступления в силу Закона Свердловской области от 3 апреля 1996 года № 17-ОЗ "О муниципальной службе в Свердловской области".
Часть 1 абзаца 2 пункта 2 главы 2 Положения закрепляет, что пенсия устанавливается "гражданам, замещавшим должность муниципальной службы Артинского городского округа не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы Артинского городского округа, при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет и уволенным с муниципальной службы Артинского городского округа по следующим основаниям:
1) истечение срока действия срочного трудового договора в связи с истечением установленного срока полномочий муниципальной службы Артинского городского округа, замещающего должность муниципальной службы Артинского городского округа категории "помощники", "советники";
2) расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию;
3) отказ муниципального служащего от перевода на иную должность муниципальной службы Артинского городского округа по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же органе местного самоуправления;
4) расторжение трудового договора по инициативе представителя нанимателя в случае несоответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы Артинского городского округа по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
5) отказ муниципального служащего от предложенной для замещения иной должности муниципальной службы Артинского городского округа или от профессиональной переподготовки либо повышения квалификации в связи с сокращением должностей муниципальной службы Артинского городского округа, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности муниципальной службы Артинского городского округа;
6) признание муниципального служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением или признание муниципального служащего недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
7) достижение муниципальным служащим установленного федеральным законом предельного возраста пребывания на муниципальной службе".
Гражданка Т.И. Подъячева, 1951 года рождения, в период с 29 июля 1970 года по 4 мая 1994 года занимала должность заведующей районным финансовым отделом Артинского района, который до 9 декабря 1991 года находился в структуре Исполнительного комитета Совета народных депутатов, а затем - в структуре Администрации Артинского района. Распоряжением Главы Администрации Артинского района заявительница была освобождена от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу начальником отделения Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Артинскому району, а 16 декабря 2013 года была уволена с федеральной государственной службы по истечении срока действия срочного служебного контракта и в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. В 2014 году гражданка Т.И. Подъячева обратилась в Администрацию Артинского городского округа с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, в чем ей было отказано в связи с тем, что она не являлась муниципальным служащим Администрации Артинского городского округа на момент вступления в силу Закона Свердловской области от 3 апреля 1996 года № 17-ОЗ "О муниципальной службе в Свердловской области" и не замещала должность муниципальной службы Артинского городского округа не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.
По мнению заявительницы, оспариваемые ею нормы не соответствуют статьям 2, 87, 110 Устава Свердловской области, нарушают ее право на пенсию за выслугу лет как лица, замещавшего должность муниципальной службы, за счет средств муниципального бюджета, так как они не распространяют свое действие на лиц, приобретших такое право ранее, до вступления в силу ныне действующих норм законодательства о муниципальной службе в Свердловской области, а также не содержат в качестве оснований увольнения с муниципальной службы, дающих право на пенсию за выслугу лет, ряда оснований, предусмотренных федеральным и областным законодательством для государственных гражданских служащих. При этом содержание закрепленных в Положении оснований ею не оспаривается.
Также заявительницей не оспаривается часть 2 абзаца 2 пункта 2 главы 2 Положения, предоставляющая право на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должность муниципальной службы не менее пяти лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности), при прекращении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются нормативные положения пункта 1 главы 1 и части 1 абзаца 2 пункта 2 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Артинского городского округа и муниципальные должности муниципальной службы Артинского городского округа", утвержденного Решением Думы Артинского городского округа от 31 июля 2008 года № 62, при этом подпункты 1 - 7 части 1 абзаца 2 пункта 2 подлежат рассмотрению в части отсутствия в них ряда оснований увольнения с муниципальной службы, предусмотренных федеральным и областным законодательством для государственных гражданских служащих, без оценки их нормативного содержания.
2. В соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя, при этом поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения (статья 39).
Социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Одной из гарантий, установленных для муниципальных служащих, является возможность получения пенсии за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункт 1 статьи 13 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области").
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Однако законодательством Свердловской области конкретные условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим не установлены.
Таким образом, оспариваемый Т.И. Подъячевой акт принят полномочным органом местного самоуправления в пределах его компетенции.
3. В соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в том числе муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Из положений статей 2 и 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что пенсия за выслугу лет является видом пенсий по пенсионному обеспечению государственных и муниципальных служащих, которая представляет собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной гражданской или муниципальной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Оспариваемые нормативные положения установили, что для возникновения права на такую пенсию гражданин должен замещать муниципальную должность не менее трех лет непосредственно перед увольнением, наличие стажа муниципальной службы не менее десяти лет и ряд необходимых оснований увольнения с муниципальной службы.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы, в том числе на должностях муниципальной службы и иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 9 Областного закона от 21 января 1997 года № 5-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области" в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях в Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах.
Как было установлено в судебном заседании, с учетом трудовой деятельности в финансовом отделе Администрации Артинского района Т.И. Подъячева имела стаж муниципальной службы более 22 лет, в том числе замещала должность муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением. Однако для назначения ей дополнительной пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему в оспариваемом акте отсутствует такое условие увольнения с муниципальной службы Артинского городского округа, как "освобождение от занимаемой должности в связи с переводом на другую работу".
Ранее действовавшие акты (Решение районного Совета муниципального образования "Артинский район" от 5 марта 1998 года № 142 "Об утверждении временного положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования "Артинский район"; Решение районного Совета муниципального образования "Артинский район" от 26 октября 2005 года № 109 "Об утверждении Положения "Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального образования "Артинский район") также не предусматривали такое основание увольнения, как перевод, в качестве условия возникновения права на пенсию за выслугу лет у соответствующих муниципальных служащих. Следовательно, на основании актов, действовавших и до дня вступления в силу оспариваемой правовой нормы, право на пенсию за выслугу лет у заявительницы так же не возникало.
4. Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления на основе общих положений соответствующих законодательных актов субъекта Российской Федерации. При этом должна учитываться правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о принципиальном единстве природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что предполагает общность основных условий их государственного пенсионного обеспечения. Вместе с тем, такое правовое регулирование не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсий за выслугу лет и, соответственно, не предполагает ограничения самостоятельности местного самоуправления. Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 1591-О).
Таким образом, требование общности основных условий государственного пенсионного обеспечения не возлагает на органы местного самоуправления обязанности точного воспроизведения соответствующих положений законодательства о государственной службе. Определение таких условий и, соответственно, круга лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, является полномочием муниципального образования. При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должен быть обеспечен баланс между гарантированием минимального правового стандарта пенсионного обеспечения муниципальных служащих и недопустимостью произвольного, чрезмерного повышения уровня пенсионного обеспечения органами местного самоуправления в порядке реализации их собственной компетенции вопреки финансовым возможностям местного самоуправления и его конституционному предназначению.
Оспариваемые нормативные положения установили требования к стажу муниципальной службы, сроку замещения должности муниципальной службы непосредственно перед увольнением и основания увольнения с муниципальной службы не произвольно, а учитывая условия предоставления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Свердловской области, закрепленные в пункте 2-1 статьи 56 Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года № 84-ОЗ "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области". Следовательно, установленные в части 1 абзаца 2 пункта 2 оспариваемого акта нормы, закрепляющие перечень оснований увольнения с муниципальной службы Артинского городского округа, при которых возникает право на пенсию по выслуге лет у лиц, замещавших должности муниципальной службы, не противоречат принципам организации и осуществления местного самоуправления.
Таким образом, часть 1 абзаца 2 пункта 2 главы 2 оспариваемого Положения соответствует Уставу Свердловской области.
5. Пункт 1 главы 1 Положения распространяет действие оспариваемого акта на отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы Артинского городского округа на момент вступления в силу Закона Свердловской области от 3 апреля 1996 года № 17-ОЗ "О муниципальной службе в Свердловской области", что противоречит правовой позиции Уставного Суда Свердловской области о том, что сроки муниципальной службы применительно к пенсионным отношениям должны исчисляться ранее данной даты, так как иное нарушает принципы равенства и справедливости, допускает возможность лишения прав граждан, относящихся к одной категории (муниципальным служащим), на получение дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет без объективных и имеющих разумное оправдание причин (Постановление Уставного Суда Свердловской области от 14 ноября 2011 года).
Таким образом, данная норма не соответствует Уставу Свердловской области в той мере, в которой нормативное содержание и практика его применения допускают возможность лишения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы до момента вступления в силу Закона Свердловской области от 3 апреля 1996 года № 17-ОЗ "О муниципальной службе в Свердловской области".
Руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2 и 87, пункт 1 главы 1 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Артинского городского округа и муниципальные должности муниципальной службы Артинского городского округа", утвержденного Решением Думы Артинского городского округа от 31 июля 2008 года № 62, в той мере, в которой нормативное содержание и практика его применения допускают возможность лишения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы до момента вступления в силу Закона Свердловской области от 3 апреля 1996 года № 17-ОЗ "О муниципальной службе в Свердловской области".
2. Признать соответствующим Уставу Свердловской области часть 1 абзаца 2 пункта 2 главы 2 Положения "О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Артинского городского округа и муниципальные должности муниципальной службы Артинского городского округа", утвержденного Решением Думы Артинского городского округа от 31 июля 2008 года № 62.
3. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области", "Вестнике Уставного Суда Свердловской области" и в газете "Артинские вести".
------------------------------------------------------------------