По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Свердловского областного суда от 05.05.2015 по делу N 3-189/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 19 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 688-ПП>



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2015 г. по делу № 3-189/2015

Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
с участием прокурора Куриловича И.А.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. и В. о признании недействующим пункта 19 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 688-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации",

установил:

26 июня 2012 года Правительством Свердловской области издано постановление № 688-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" (далее - постановление № 688-ПП).
Пунктом 1 названного постановления утвержден Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации (далее - Порядок) (приложение к постановлению № 688-ПП) (л. д. 81 - 93).
10 июля 2012 года текст постановления № 688-ПП вместе с приложением был опубликован в официальном средстве массовой информации - "Областной газете" № 270-271 (л. д. 80). Постановление вступило в действие с 21 июля 2012 года, действует в настоящее время в редакции постановлений Правительства Свердловской области от 13 ноября 2013 года № 1385-ПП, от 15 июля 2014 года № 597-ПП, от 06 марта 2015 года № 138-ПП (л. д. 110 - 112, 124 - 130, 142 - 146).
Порядок устанавливает механизм назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон № 1244-1), Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ), от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Федеральный закон № 175-ФЗ"), от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Федеральный закон № 2-ФЗ), Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска", устанавливающими меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан (пункт 1 Порядка).
Конкретный перечень категорий граждан, которые имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечислен в пункте 5 Порядка. К таким гражданам отнесены и инвалиды (подпункт 2 пункта 5 Порядка).
Пунктом 6 Порядка установлено, что назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 19 Порядка (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 06 марта 2015 года № 138-ПП) уполномоченный орган ежемесячно организует выплату гражданам компенсаций расходов (кроме компенсации расходов в части оплаты твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки) путем перечисления на счета в кредитных организациях либо через организации почтовой связи в зависимости от выбранного способа выплаты компенсаций в соответствии с заявлениями граждан и уведомляет граждан о начисленной им компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С. и В., являющиеся инвалидами II и III группы соответственно (л. д. 22, 25), получающие ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ обратились в суд с заявлением о признании недействующим пункта 19 Порядка, как противоречащего пункту 2 статьи 5 Закона Свердловской области от 19 ноября 2008 года № 105-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Закон Свердловской области № 105-ОЗ).
В обоснование указали, что пунктом 2 статьи 5 Закона Свердловской области № 105-ОЗ предусмотрено несколько способов доставки компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: путем перечисления суммы компенсации на счет в кредитной организации, путем доставки через организации почтовой связи либо путем доставки иными субъектами, осуществляющими деятельность по доставке гражданам компенсаций. Они (заявители) вправе выбрать любой, наиболее удобный для них способ доставки. Однако пункт 19 Порядка, предусматривая лишь только два способа доставки суммы компенсации (путем перечисления на счет в кредитной организации или через организации почтовой связи), ограничивает установленное законом их право выбора способа доставки, не позволяя пользоваться услугами иных субъектов, осуществляющих деятельность по доставке гражданам компенсаций. Такое правовое регулирование, осуществленное Правительством Свердловской области, создало неравные условия для получения компенсаций федеральными и региональными льготниками, чем снижен уровень правовых гарантий социальной поддержки заявителей, поскольку если заявители в силу своей инвалидности не смогут заключить договор с кредитной организацией или с организацией почтовой связи, то останутся без социальной поддержки, не имея возможности получить компенсацию.
Заявители в настоящее судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие заявителей, но с участием их представителя.
Представитель заявителей Г.Д. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители Правительства Свердловской области Г.А. и Х. с заявлением не согласились. Суду пояснили, что оснований для удовлетворения заявления не имеется. Закон Свердловской области № 105-ОЗ не распространяется на правоотношения, урегулированные постановлением № 688-ПП, которое издано в развитие Закона Свердловской области от 09 октября 2009 года № 79-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Закон Свердловской области № 79-ОЗ). Меры социальной поддержки, предоставляемые заявителям на основании Федерального закона № 181-ФЗ являются расходными обязательствами Российской Федерации, средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, порядок предоставления которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 861, в том числе Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными этим постановлением. Исходя из положений пункта 4 названных Правил, субъект Российской Федерации вправе установить только два способа доставки денежных средств, выплачиваемых в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг: через организации почтовой связи или через банки. Иные способы доставки не предусмотрены.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение помощника прокурора Свердловской области Куриловича И.А., полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, суд приходит к следующему.
Постановление № 688-ПП вместе с утвержденным им Порядком являются нормативным правовым актом. Заявители получают компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании указанного Порядка. Оспариваемые положения Порядка распространяют свое действие на заявителей, следовательно, в силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации они вправе обратиться в суд с вышеуказанным требованием.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Часть 13 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 вышеназванного федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (часть 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2). Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6). Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 8). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи (часть 11).
Для иных лиц, перечисленных в пункте 5 Порядка, аналогичные правила установлены: статьями 14, 15, 16, 18, 21, 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ; статьями 5, 13, 14 Закона № 1244-1; статьями 1 - 6, 11, 15.1 Федерального закона № 175-ФЗ; статьями 2, 7.1 Федерального закона № 2-ФЗ.
В развитие вышеперечисленных положений законодательных актов Правительством Российской Федерации 12 декабря 2007 года издано постановление № 861, которым утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции (далее - Правила).
Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с вышеперечисленными законами Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. За счет субвенций в пределах 1,5 процента средств, выплаченных из бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, могут осуществляться:
расходы по оплате услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг;
компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, с нарушением условий, определенных настоящими Правилами, влечет за собой ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 8 Правил).
Из изложенного следует, что:
меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для лиц, перечисленных в пункте 1 Порядка, являются расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются исключительно за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций;
денежные средства, предоставляемые федеральным бюджетом в виде субвенций для реализации этих мер социальной поддержки, могут быть использованы: непосредственно на предоставление этих мер социальной поддержки; на компенсацию затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений в связи с осуществлением деятельности по предоставлению этих мер социальной поддержки; на расходы по оплате услуг почтовой связи или банковских услуг, оказываемых банками, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения этих мер социальной поддержки;
федеральное законодательство, включая пункты 4, 8 Правил, запрещают субъектам Российской Федерации использовать указанные субвенции на какие-либо иные цели, чем вышеуказанные, и под угрозой ответственности, не позволяют привлекать к осуществлению услуг по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения этих мер социальной поддержки какие-либо иные организации, за исключением банков и организаций почтовой связи.
Законом Свердловской области № 79-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, перечисленным в вышеназванных федеральных законах, переданных для осуществления органам государственной власти Свердловской области. Предоставление таких мер социальной данным законом предусмотрено в форме компенсаций.
Подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области № 79-ОЗ наделяют Правительство Свердловской области правом определять порядок установления размера компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, перечисленным в вышеназванных федеральных законах, а также порядок назначения и выплаты этих компенсаций.
Правительство Свердловской области, являясь высшим постоянно действующим органом государственной власти Свердловской области, реализует свои полномочия, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений. К его полномочиям относится решение вопросов социальной поддержки граждан (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области; статьи 1, 22, 14 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области").
Оценивая в целом все изложенное, учитывая, что оспариваемые положения Порядка были предметом обсуждения Правительства Свердловской области на его заседаниях и приняты в установленном порядке, суд приходит к выводу, что постановление № 688-ПП, включая утвержденный им Порядок, издано Правительством Свердловской области в предусмотренной законодательством форме, в пределах его полномочий, определенных федеральным законодательством и законодательством Свердловской области.
Способы доставки сумм компенсации, установленные в пункте 19 Порядка: через кредитные организации (банки) или через организации почтовой связи, соответствуют нормам пункта 4 Правил, толкование которых дано выше.
В настоящее время отсутствует законодательство, которое бы позволяло установить иные способы доставки сумм компенсации, предусмотренной постановлением № 688-ПП, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета.
Названные способы доставки позволяют обеспечить своевременное и полное получение компенсации лицами, обладающими правом на ее получение. Их установление прав заявителей не нарушает и не создает угрозу их нарушения, поскольку Порядок предусматривает безусловную обязанность соответствующих уполномоченных органов и организаций по своевременной доставке компенсации за счет средств федерального бюджета. Способ доставки через отделение почтовой связи не предполагает заключение договора о такой доставке непосредственно получателем компенсации. В муниципальном образовании, на территории которого проживают заявители, такой договор заключен уполномоченным муниципальным учреждением (л. д. 164 - 170).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 19 Порядка не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, регулирующему спорные правоотношения.
Закон Свердловской области № 105-ОЗ посвящен регулированию отношений по поводу наделения органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, этот закон регламентирует иные отношения, нежели те, которые урегулированы постановлением № 688-ПП. Поэтому оспариваемые положения Порядка не могут противоречить и не противоречат этому Закону Свердловской области.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления С. и В.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья
Е.С.ШУМКОВ


------------------------------------------------------------------